Портфель рублевых кредитов отечественных предприятий нефинансового сектора экономики увеличился, по оценке экспертов ВШЭ, на 9,6% год к году, а валютных кредитов — снизился на 11,4%. При этом валютный портфель частных банков «просел» на 5,6%, а государственных — вырос на 0,6%. Объем средств на депозитных счетах компаний, оцениваемых ЦР как «сверхнормативные», составляет почти 4,5 трлн руб.
Задолженность российских предприятий нефинансового сектора экономики перед отечественными банками в июне 2019 г. выросла на символические 0,1%, показывает мониторинг Центра развития (ЦР) ВШЭ. Причем совокупный кредитный портфель государственных банков прибавил 0,4%, а частных — сократился на 1%. В результате показатель прироста кредитов год к году в целом по системе остался на уровне 5,7%.
Портфель рублевых кредитов увеличился на 0,2% (9,6% год к году), а кредитов в иностранных валютах — сократился на 0,8% (–11,4% соответственно). На этом фоне валютный портфель частных банков сократился сразу на 5,6%, а государственных — вырос на 0,6%.
Остатки средств на счетах предприятий в июне сократились на 0,1%. В результате годовые темпы их прироста понизились с 4,3 до 3,8%. При этом уменьшился только объем депозитов компаний в банках — на 0,9% (год к году рост на 7,9%). Остатки же на расчетных счетах, напротив, выросли на 0,8% (–1% соответственно).
Аналитики ЦР обращают внимание, что в целом за 1-е полугодие 2019 г. остатки на счетах предприятий сократились, несмотря на существенный прирост задолженности перед банками. Во многом это объясняется изъятием средств из экономики бюджетной системой, чего не наблюдалось в предыдущие два года.
Доля депозитов в общем объеме средств компаний сократилась с 57,1 до 56,5%. Объем средств на депозитных счетах предприятий, оцениваемых экспертами ВШЭ как «сверхнормативные», по-прежнему составляет почти 4,5 трлн руб.
Что касается валютной структуры, то в июне сократились только остатки на счетах в иностранных валютах — на 3,8%, что стало максимальным снижением с начала лета прошлого года. В результате годовой прирост инвалютных средств составил 2,5%. Рублевые же остатки, напротив, выросли на 1,9% (4,5% год к году). Разница между долей рублевых кредитов и рублевых остатков на счетах предприятий в июне снизилась с 19,6 до 18,5 п.п.
Уровень ликвидности, рассчитываемый как отношение суммы требований банковской системы к ЦБ (кроме ФОР) и остатков на корсчетах в иностранных банках — корреспондентах к ее обязательствам, понизился в июне с десяти до 9,5%. Большая часть этого снижения пришлась на сокращение требований коммерческих банков к Банку России.
Доля госсредств (включая депозиты АСВ) в привлеченных средствах банков не изменилась, оставшись на уровне 11,4%. Также практически не изменился вклад в этот показатель бюджетных средств (их доля в обязательствах коммерческих банков осталась равной 6,9%) и кредитов Банка России, чья доля продолжила оставаться на уровне 3,1%.
Общий объем депозитов физлиц в июне вырос на 1,2%. В результате годовые темпы прироста вкладов повысились с 7,1 до 7,4%. Примерно одинаковые темпы роста продемонстрировали как рублевые депозиты, прибавившие 1,2% (6,6% год к году), так и валютные, выросшие на 1,3% (10,8% год к году).
Объем кредитов населению в июне возрос на 1,4% — минимально с февраля текущего года. В результате показатель прироста объема розничных кредитов год к году снизился второй месяц подряд, составив 22,8% — минимум с декабря прошлого года. Доля ипотечных жилищных кредитов в общем объеме задолженности населения перед банками продолжила снижение, достигнув 43%, что является минимальным значением с февраля 2018 г.