Глава департамента госдолга министерства финансов РФ Константин Вышковский в интервью Reuters рассказал, как планируется противостоять новым санкциям США в отношении российского суверенного долга. Идея по этому поводу прежняя: занимать в Европе и Азии, прежде всего — в Китае. Китай пока на делает никаких движений навстречу России в этом вопросе.
Минфин не собирается из-за второго раунда санкций отказываться от выхода на внешние долговые рынки, планируя в 2020 г. занять до 3 млрд долл., заверил К. Вышковский.
Очевидно, что потребуется некоторая корректировка заемной политики в плане выбора инструментов для размещения в других валютах, чем доллар. По всей видимости, речь будет идти о смещении фокуса на Европу, на азиатских инвесторов, объяснил задачи Минфина России глава департамента.
В переводе на русский язык это звучит примерно так: не дают американцы, займем у китайцев. О такой смене вектора с западного на восточное направление речь идет не первый год. Но пока все ограничивается декларациями намерений.
Несколько лет Россия пытается договориться с Китаем о размещении ОФЗ в юанях. Пока не получается. Пилотный выпуск ОФЗ в юанях Россия хотела разместить на Московской бирже еще в конце 2016 г. на сумму, эквивалентную 1 млрд долл. Однако К. Вышковский не унывает, он рассказал, что две недели назад в Россию приезжала делегация Минфина Китая, с которой обсуждался в том числе этот вопрос.
«По сути, остался один-единственный нерешенный вопрос — создание комфортного защищенного канала доступа китайских инвесторов к нашему рынку. Защищенного в смысле того, чтобы возможность платить по нашим бумагам и продать наши бумаги не зависела от решений иностранных юрисдикций», — сказал К. Вышковский.
Чиновник пояснил, что мешает конкретно. Китай хочет при покупке российских бумаг опираться на иностранную инфраструктуру — международную расчетную систему Euroclear или американский банк. Россия считает это недопустимым, особенно на фоне усиления санкций, и хочет, чтобы китайские инвесторы приобретали суверенные бонды РФ с помощью российских или китайских финансовых институтов.
«Неприемлемо выпускать инструмент, рассчитанный на китайских инвесторов, понимая, что эти инвесторы могут купить его только с использованием иностранной инфраструктуры. С учетом текущих реалий мы позволить себе это не можем, — объяснял Reuters российскую позицию К. Вышковский. — Мы хотим, чтобы это было либо через китайские институты, либо российские».
К сведению
В этом году Россия дважды выходила на внешний рынок заимствований. В марте были размещены два транша евробондов — на 3 млрд и 750 млн евро, американские инвесторы купили 21,0% и 17,5% выпусков соответственно. В июне Минфин доразместил два выпуска еврооблигаций на 1,5 и 1,0 млрд долл., из которых инвесторы из США приобрели 24 и 29%.
По данным ЦБ РФ, доля вложений нерезидентов в ОФЗ к 1 августа снизилась до 30,0% с 30,8% на начало июля. Доля нерезидентов в суверенных евробондах на 1 июля составляла 54,9% по сравнению с 52,3% на 1 апреля.