Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что оснований для роста цен на авиабилеты нет, но они все-таки тянутся вверх. По данным Минтранса, в 1-м полугодии стоимость авиабилетов в России выросла на 7%. Авиаперевозчики считают, что восходящий тренд продлится до конца года. Основная причина — дорожающее топливо.
Начальник департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса России Светлана Петрова считает, что итоговое подорожание билетов в 2019 г. будет в первую очередь зависеть от стоимости авиакеросина. «Я думаю, что керосин — все-таки основное», — сказала она в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ-2019), отвечая на вопрос о факторах роста цен (цитата ТАСС).
По прогнозу Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), стоимость авиабилетов по итогам 2019 г. вырастет по сравнению с прошлым годом на 9—10%. С такой оценкой не согласны в ФАС. Глава ведомства Анатолий Голомолзин заявил, что не видит причин для поднятия цен на авиабилеты, а прогнозы игроков назвал «шантажом пассажиров».
Сами транспортные компании утверждают, что основополагающий фактор при поднятии цен на услуги авиакомпаний — топливо. Негативно на стоимости полетов отражается и финансовое состояние предприятий. В I квартале 2019 г., по данным АЭВТ, авиакомпании потеряли 45 млрд руб., что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом операционные убытки российских перевозчиков в 2018 г. составили около 54 млрд руб.
Из-за проблем с рентабельностью авиакомпании были вынуждены взвинтить цены прошедшей зимой. По данным сервиса OneTwoTrip, в декабре — феврале средняя цена на внутренних направлениях возросла на 33%, а на международных — на 18%.