Масштабная проверка, которую осуществили инспекторы потребительского ведомства, показала, что продажу 900 наименований биологически активных добавок необходимо запретить. Об этом говорится в совместном пресс-релизе Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы. Наименования неугодных добавок созвучны с названиями лекарств. Это, по мнению чиновников, вводит потребителей в заблуждение.
Напомним, что ранее Роспотребнадзор предложил обязать производителей пищевых биологически активных добавок указывать на упаковке, что данные средства не являются лекарственными препаратами, посредством маркировки «Не является лекарством».
Документ также запрещает использование для БАД названий, схожих с наименованиями лекарственных средств. Проект соответствующего документа опубликован 15 февраля 2019 г. на портале проектов нормативных актов.
По мнению чиновников, при покупке потребителю сложно ориентироваться, лекарство перед ним или биодобавка. Так, среди одноименных БАД и лекарств, которые сейчас продаются в России, есть, например, «Глицин», «Аевит», «Ци-Клим», из созвучных — БАД «Формакс» и лекарство «Форлакс», БАД «Энзим форте» и медикамент «Мезим форте», БАД «Сеалекс» и лекарство «Сиалис», похожих — БАД «Фукус» и препарат «Фукус-плюс», БАД «Эректин-ЛАД» и лекарство «Эректин».
Ревизия показала, что в 1-м полугодии 2019 г. из 20 015 БАД, зарегистрированных в РФ, 355 схожи по наименованию с лекарствами. Также инспекторы проверили 101 907 БАД, зарегистрированных в Евразийском экономическом союзе. Из них новым требованиям ведомства не соответствуют 539 наименований.
В настоящее время Роспотребнадзор разрабатывает проект рекомендаций Коллегии Евразийской экономической комиссии, который позволит изымать такие БАД из оборота на территории стран Евразийского экономического союза. Одновременно служба готовит изменения в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) для введения запрета на регистрацию биологически активных добавок с названиями, одноименными или схожими до степени смешения с наименованиями лекарств.
По данным годового отчета маркетингового агентства DSM Group, аптечный рынок БАД, еще недавно так успешно развивавшийся, впервые за последние несколько лет продемонстрировал падение объема реализации. В 2018 г. розничный объем продаж составил 318 млн упаковок биологически активных добавок на сумму порядка 53 млрд руб. (в розничных ценах). За год рынок БАД сократился на 1% в рублях и на 10% в упаковках.
При анализе ежемесячной динамики продаж пищевых добавок в стоимостном эквиваленте можно отметить, что основное снижение продаж пришлось на октябрь — рынок упал на 11,4% относительно аналогичного месяца предыдущего года. Наиболее удачными месяцами оказались июль и август: объем реализации БАД увеличился на 6,9 и 8,4% соответственно. В натуральном выражении наблюдается стабильное снижение спроса. Максимальное падение продаж было отмечено в октябре (–21,6%) и ноябре (–21,3%).
БАД продолжают терять свою востребованность на фоне низкого роста аптечных продаж в целом. Средний ценовой сегмент уступил свою долю на рынке дешевым и дорогостоящим добавкам. В среднем одна упаковка БАД обошлась потребителю в 167 руб. (розничная цена). Средневзвешенная стоимость в 2018 г. выросла на 15,4 руб. В закупках аптек средневзвешенная цена БАД составляет порядка 122 руб.
Самыми популярными у потребителей оказались биодобавки с ценой менее 50 руб. На долю этого сегмента приходится около 46,5% проданных БАД в натуральном эквиваленте (структура приведена на основе розничных цен). При этом отметим, что из-за низкой цены доля дешевого сегмента в стоимостном выражении не превышает 6%.
Вкусные «Гематоген» и «Аскорбиновая кислота» составляют половину объема продаж в упаковках сегмента с ценой «до 50 руб.». Наибольшую выручку аптекам приносят самые дорогостоящие БАД, удельный вес этого сегмента составляет 40,0%. Также заметную долю (27,2%) занимают добавки из категории «от 300 до 500 руб.». За год структура рынка БАД изменилась в пользу высокого ценового сегмента «свыше 500 руб.», который единственный показал прирост объема реализации — +11,9% в рублях и +10,0% в упаковках.
Основные причины понижения — сезонные колебания и снижения реальных доходов россиян. БАД хоть и является окололекарственной категорией, но в целом не относится к товарам первой необходимости. Поэтому с ухудшением финансово-экономического положения в стране рост категории замедляется.
Среди причин аналитики назвали и пристальное внимание проверяющих органов к некоторым группам БАД, которое привело к изменению структуры потребления. Традиционно повышенное внимание к отрасли со стороны контрольных органов негативно отражается и на себестоимости продукции.
Для поддержания конкурентных цен аптекам приходится снижать наценку на данную группу ассортимента (по итогам 2018 г. на БАД она составила 36,7%, тогда как годом ранее аналогичный показатель был на уровне 38,3%). При этом потребители этих изменений не заметили — в 2018 г. цены в рублях на БАД увеличились на 6,1%.
К сведению
Большинство производителей БАД не соблюдают закон
По данным за девять месяцев 2018 г. на контроле у территориальных управлений Роспотребнадзора находились более 52 тыс. объектов, занятых выпуском и оборотом БАД к пище, в том числе: 180 производителей и 52 029 предприятий, занятых в сфере обращения (из них: склады — 735, торговые компании — 5569, аптеки — 45 725).
С января по сентябрь прошлого года инспекторы потребительского ведомства провели 256 плановых и 3659 внеплановых проверок производства и оборота БАД, в ходе которых выявили 1997 правонарушений, из них 104 — в ходе плановых и 1893 — в ходе внеплановых проверок соответственно.
Ревизоры установили, что 77% производителей БАД нарушают обязательные требования законодательства. Вместе с тем закон не соблюдают 47% торговых компаний, складов и аптек.
По итогам проверок 80 дел направлено на рассмотрение в суд о привлечении к административной ответственности в отношении предприятий, занятых производством БАД к пище — 4, торговой сети — 27, аптечной сети — 49.
Вынесено 2412 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа на сумму 17114,61 тыс. руб. Из оборота было изъято 1404 партий БАД к пище, объем забракованной продукции составил 1133,16 кг.