В последнее время у юристов и сотрудников HR-служб появилась новая головная боль: Государственная инспекция по труду получила возможность переквалифицировать договоры подряда (гражданско-правовые) в трудовые. Сама норма появилась не сейчас: ст. 19.1 Трудового кодекса РФ напоминает, что инспектор ГИТ, увидев такую подмену в ходе проверки, может сделать предписание устранить несоответствие. Интерес к теме вернул Верховный суд, составивший в прошлом году список признаков, когда работодатели умышленно оформляют гражданско-правовые договоры с сотрудниками (см. постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»). И с тех пор надзорные органы стали вновь пристально следить за ситуацией. Подробнее — в материале.
Разграничить на практике трудовой договор и гражданско-правовой бывает очень непросто. Далеко не всегда это могли сделать и инспекторы в ходе проверки или по жалобе сотрудника. Кроме того, еще несколько лет назад в другой экономической ситуации проверяющие и даже суды менее тщательно проверяли фактические обстоятельства дела. В итоге компании намного чаще отстаивали свою правоту.
Так, например, в решениях арбитражных судов г. Москвы от 18.01.2016 № А40-192953/2015 и Краснодарского края от 25.03.2016 № А32-43239/2015 судьи вставали на сторону работодателей. Их доводы в пользу того, что спорные договоры являются гражданско-правовыми, сводятся к следующему:
-
в договорах прописаны конкретные действия, а не трудовая функция;
-
договоры заключаются на ограниченный срок;
-
режим работы в договорах не определен и рабочего места нет;
-
выплаты физическим лицам были разными, при выплатах не учитывались должностные оклады и надбавки.
Одновременно оказываемые услуги напрямую не были связаны с основной деятельностью компании, исполнители не подчинялись правилам внутреннего трудового распорядка и по договорам подряда должны были бесплатно исправить выявленные недостатки. Кроме того, подписанные акты показывали, какие конкретно работы были выполнены.
Новый взгляд судов
Однако в последние несколько лет тенденция изменяется. Приведем показательный пример.
Пример из практики
Верховный суд РФ рассматривал дело по иску об установлении трудовых отношений. Истец сообщил, что при устройстве на работу компания навязала ему оформление гражданского договора вместо трудового. Услуги, оказываемые в рамках договора, заключались в охране объектов и осуществлении контрольно-пропускного режима. Суды нижестоящих инстанций отказали гражданину в удовлетворении его требований, так как ему не поручалась работа по конкретной трудовой функции, в штатном расписании не было соответствующей оказываемым им услугам должности. Кроме того, он оказывал услуги не в то время, которое предусматривалось в правилах внутреннего трудового распорядка.
Верховный суд с позицией судов не согласился, уточнив, что в подобных спорах надо исходить не только из содержания формализованных актов, но и из наличия фактических признаков трудовых отношений. В итоге дело вернули на новое рассмотрение.
Приведенный пример показывает, насколько тщательно теперь рассматриваются дела о гражданских и трудовых договорах. Причину возвращения этой темы на первый план выявить легко. Государство ищет пути повысить защищенность сотрудников, а именно по гражданскому договору у работающего лица гораздо меньше гарантий. И если размер оплаты и отчислений по гражданскому и трудовому договорам сопоставим, то социальных гарантий в гражданском договоре нет. В частности, нет оплаты больничных, отпуска, ограничений при расторжении договора. Соблюдаться должны исключительно условия документа, а императивные нормы трудового права тут не действуют. Как раз те нормы, которые накладывают на работодателя обязательства по отношению к работникам: выделение льготных категорий, преимущественные права при сокращении, больничные, отпуска, трудоустройство предпенсионеров и многие другие.
Другими словами, за одну и ту же работу организация, по сути, платит разные деньги — в виде непосредственно зарплаты, отчислений, а также компенсаций. Именно таким образом эту ситуацию рассматривает государство, и с учетом этого, вероятно, ГИТ при проверке переквалифицирует договоры. Но одно дело, когда бизнес умышленно заключает гражданские договоры, желая сэкономить. И совсем другое дело, когда гражданские договоры оформляют, допустим, с фрилансерами для выполнения эпизодических работ. С учетом складывающейся тенденции получается, что, подготовив один отчет для заказчика, такой контрагент может потребовать признать его сотрудником, и компании придется заключать трудовой договор и брать на себя дополнительные обязательства. Очевидно, что в этом случае себестоимость выпускаемой продукции увеличится, а положение бизнеса ухудшится. При том что именно малый бизнес в большей степени пользуется гражданскими услугами.
Этот серьезный риск пришел со стороны судов. Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей — физических лиц и у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» активно принято в работу надзорными органами. Хотя документ относится к малому бизнесу, никто не запрещает применять его нормы для всех. И в этом документе перечислены 11 признаков, из которых достаточно одного, чтобы заставить инспекторов признать гражданский договор трудовым. О каких признаках идет речь?
11 признаков трудовых отношений
Графики работы.
Если контрагент работает по определенному графику или посменно, значит, он соблюдает правила трудового распорядка и является штатным сотрудником.
Договор о полной материальной ответственности.
Возлагая на контрагента ответственность, работодатель подтверждает факт того, что контрагент является сотрудником компании.
Расчетные листы по зарплате, ведомости выдачи средств, сведения о перечислении средств на банковскую карту работника.
Регулярные и равные платежи и документы о начислении зарплаты свидетельствуют о трудовом характере отношений, как говорится в ТК РФ.
Документы хозяйственной деятельности работодателя: товарные накладные, счета-фактуры.
Сопровождающие документы при общении с контрагентами говорят о том, что лицо, в чьем ведении они находятся, является не исполнителем по договору подряда, а заказчиком — представителем работодателя, то есть сотрудником компании.
Путевые листы, заявки на перевозку груза.
Эти документы свидетельствуют о том, что представляющий их — не самостоятельное лицо, а представитель работодателя.
Акты о выполненных работах.
Регулярные акты фиксируют, что контрагент по гражданскому договору периодически выполняет схожую работу, значит, это можно считать трудовыми отношениями.
Журнал посетителей.
Если в журнале периодически фигурирует одно и то же имя, возникает подозрение, что человек находится в компании постоянно, а значит, может быть сотрудником. Наоборот, если исполнитель ни разу не приходил на встречу, это также может вызвать подозрение.
Переписка сторон спора.
Переписка, особенно регулярная, в том числе по решаемым задачам, говорит о том, что компания выражает свое мнение, корректирует их, то есть контролирует действия.
Журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте.
Если человеку создано рабочее место, проведен инструктаж, он де-факто является сотрудником, а не исполнителем.
Свидетельские показания.
В случае судебных разбирательств показания свидетелей будут весомым аргументом. Если кто-то сообщит, что человек работал в офисе по графику, выполнял поручения, вероятно, суд признает отношения трудовыми.
Аудио- и видеозаписи также выступают доказательством.
Примеры из практики
В одном из дел трудовые отношения определила характеристика, данная человеку от менеджера по персоналу. В этом документе были такие фразы, как: «принят на работу на должность», «пользовался уважением всех сотрудников» и т.д.
Апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2017 по делу № 33-11035/2017
В другом деле суд признал наличие трудовых отношений, приняв в качестве доказательства фотографию сотрудника в униформе и с беджем с логотипом компании.
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 02.10.2017 по делу № 33-7712/2017
Также весомым аргументом может быть и обычная почетная грамота, представленная наряду с другими доказательствами — свидетельскими показаниями, расходными накладными.
Определение Приморского краевого суда от 09.02.2016 по делу № 33-1042/2016
А например, еще в одном деле доказательством трудовых отношений среди прочего стали документы, из содержания которых следовало, что представителем работодателя выступало лицо, с которым был заключен гражданский договор.
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 03.11.2016 № 33-23040/2016 по делу № 2-332/2016
Еще в одном деле суд сделал ставку на свидетельские показания (причем это были не сотрудники компании), которые подтвердили, что данный человек был продавцом-консультантом у работодателя.
Апелляционное определение Вологодского областного суда от 27.03.2015 № 33-1153/2015
Так или иначе, некоторые из пунктов вызывают вопросы. Например, e-mail-переписка — очевидно, что заказчик и исполнитель по гражданскому договору могут писать друг другу письма. Учет в журнале регистрации посетителей в офисе также представляется неоднозначным условием. Допустим, человек в нем расписывается — значит, он сотрудник. И напротив, если подписей нет, но заключен договор подряда, значит, он тоже работник, ведь не мог же исполнитель ни разу не приехать в офис заказчика.
Суды переквалифицируют договоры активнее
Неслучайно после публикации такого списка число дел в судах резко пошло в гору. Приведем несколько примеров.
Примеры из практики
ВС РФ отправил на новое рассмотрение дело, в котором нижестоящие суды не признали отношения трудовыми, так как стороны заключили договор подряда. Однако ВС РФ увидел признаки именно трудового договора: рабочее место, обязанность подчиняться Правилам внутреннего трудового распорядка. Кроме того, он отметил, что у трудового и гражданского договоров должны быть разные цели: подрядчик должен не выполнять работу как таковую, а получить результат для заказчика, работник же выполняет трудовую функцию. И в конце концов, не так важно, как оформлены отношения юридически. Надо следить за тем, есть ли признаки трудовых отношений по факту и не пытается ли компания скрыть их за договором подряда.
Определение ВС РФ от 14.01.2019 № 5-КГ18-259
В другом деле принял участие Фонд социального страхования. Проверив компанию, Фонд переквалифицировал договоры подряда с одним из частных лиц в трудовой договор и привлек работодателя к ответственности за неуплату взносов. Суд с этим согласился. Против компании сыграло то, что отношения с исполнителем были постоянными, а оплата не зависела от объема выполненных работ. В актах же сдачи-приемки указан общий перечень работ (приобретены товары, обеспечено взаимодействие с поставщиками и т.д.), конкретики и ссылок на первичные документы не было.
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.06.2019 № Ф08-4718/2019 по делу № А53-27069/2018
В еще одной ситуации ВС РФ объяснил, что нельзя скрывать за договором аренды автомобиля фактические трудовые отношения с водителем. Компания подала иск, чтобы взыскать долг по договору аренды автомобиля без экипажа. Водитель же потребовал признать эту сделку ничтожной, а отношения с фирмой трудовыми, так как компания не стала заключать с ним трудовой договор, чтобы избежать лишних затрат. Первая инстанция признала аренду притворной сделкой, но апелляция поддержала компанию. Верховный суд обратил внимание на то, что водитель перевозил грузы по заданию компании и получал зарплату, а машина застрахована не самим водителем, а организацией.
Определение ВС РФ от 13.05.2019 № 69-КГ19-4
В любом случае теперь, заключая гражданский договор, надо быть особенно внимательным. Чтобы свести риски к нулю, лучше, конечно, заключать трудовые договоры, даже срочные, — для временных проектов. Если же вы оформляете гражданские договоры с исполнителями, надо понимать, что, проверив подобные документы, инспектор может выдать предписание — оформить трудовые соглашения.