Чистый госдолг России летом нынешнего года перешел в отрицательную зону, что стало результатом сокращения бюджетных расходов и наращивания государственных резервов. Однако макроэкономическая стабилизация сопровождается усложнением условий ведения бизнеса, сокращением социальных расходов и снижением реальных доходов граждан.
Впервые после введения западных санкций и падения цен на нефть чистый государственный долг России, согласно данным Минфина и ЦБ, принял отрицательное значение. С одной стороны, размер госдолга федерального правительства, регионов и муниципальных образований, включая госгарантии по кредитам компаний, на 1 августа 2019 г. составил 16,2 трлн руб. С другой — ликвидные активы государства (федеральных властей, регионов и внебюджетных госфондов) на ту же дату насчитывали 17,6 трлн руб. В результате государственный долг в широком понимании с середины текущего года стал меньше, чем ликвидные активы «расширенного правительства».
В реальности государственный долг нашей страны продолжает увеличиваться, причем весьма приличными темпами, однако держава сумела за последние пять лет резко сократить бюджетные расходы и успешно использовать повышение цен на углеводороды для того, чтобы нарастить до рекордного уровня государственные резервы. Теперь в случае острой необходимости (чисто теоретической) погашения всех имеющихся долгов России государство может это сделать за счет только депозитов госорганов в ЦБ и коммерческих банках.
«То, что сделано в макроэкономике России с 2014 по 2019 г., точно попадет в учебники», — считает министр экономического развития Максим Орешкин. Можно согласиться с мнением Максима Станиславовича о возможном попадании на страницы будущих учебников, однако правительству предстоит много потрудиться, чтобы оценки экономической политики в этот непростой период в учебных пособиях были позитивными.
Макроэкономическая стабилизация произошла во многом за счет ущемления интересов предпринимателей и простых россиян. По образному выражению бизнес-омбудсмена Бориса Титова, государство сформировало красивую раму вокруг реального сектора российской экономики, но внутри этого золотистого багета много темных мест и даже дырок.
«Совсем недавно министр экономического развития выступал перед „Деловой Россией“ и сказал примерно так: ну что вам еще надо?
Мы вам дали такую низкую инфляцию! Такие макроэкономические показатели! Растите, инвестируйте, — комментирует ситуацию уполномоченный по защите прав предпринимателей. — А мы говорим: знаете, немножко вы нас не понимаете. Нам важно другое. Профицит бюджета — это ваша задача. А для нас важны условия. Чтобы в России было вести бизнес безопасно, а главное — выгодно».
«Конечно же, мы можем расти быстрее, чем полтора или два процента в год, — считает основатель компании „РУСАЛ“ Олег Дерипаска. — У России есть хороший потенциал в развитии низкоуглеродной энергетики и соответствующей промышленности в ближайшие 10—12 лет. В нашей стране также есть потенциал, чтобы использовать другие конкурентные преимущества: атомную, гидроэнергетику, газовые проекты, газомоторное топливо. Но есть большой вопрос — стоимость капитала. Все, чего добился наш Центробанк в качестве мегарегулятора, так это консолидировал отрасль и очень сильно поднял ключевую ставку. Если во всем мире плата за передачу денег рынку составляет 1—1,25%, то у нас 6—6,5% при достаточно завышенной базовой ставке. Кредитно-денежная политика должна быть подвергнута серьезной реформе».
«Все громче слышны голоса о том, что даже трехпроцентный рост не решит проблем, стоящих перед страной, — подчеркивает главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач. — И тут встает вопрос: а что же делается для того, чтобы достигнуть хотя бы трехпроцентного роста, запланированного Минэкономразвития на перспективу? Способна ли текущая сверхжесткая денежно-кредитная и бюджетная политика это обеспечить? Хоть ЦБ и начал снижать ключевую ставку, но она до сих пор практически вдвое превышает уровень инфляции. И это слишком дорогая цена для экономики. Без изменения политики ЦБ, даже с учетом определенных рисков для инфляции, мы ничего не получим».
До сих пор, по словам А. Клепача, так и не завершена реформа, связанная с накопительной частью пенсий, и они не могут нормально инвестироваться в экономику. В любом случае нужны специальные механизмы, государственные гарантии поддержки, потому что деньги частных пенсионных фондов все равно весьма дорогие. Раньше в стране была возможность снижать стоимость денег за счет притока иностранного капитала, заимствования на мировых рынках. Сейчас есть окно возможностей в Китае, но это все равно лишь маленький ручеек по сравнению с тем, что у нас было до санкций.
«Прежде чем говорить о привлечении зарубежных денег, нужно с толком распорядиться тем, что у нас есть, — уверен главный экономист ВЭБ.РФ. — Есть ФНБ, есть средства, которые изъяты из экономики через платежи нефтегазового комплекса, но перечисляются в бюджет с лагом в год. Так вот, в совокупности эти деньги составляют уже 9% ВВП. Это избыточные государственные сбережения. Если государство не инвестирует, трудно ждать этого от частного бизнеса. Общий объем недофинансирования различных задач можно оценить в 1,5—2% ВВП. Это то, что мы можем не сберегать, а мы именно такие суммы избыточно и сберегаем».
В очень сложном положении в эпоху макроэкономической стабилизации оказались простые россияне. Сильное падение курса рубля в конце 2014 — начале 2015 г. и последующая инфляция привели к многолетнему падению реальных доходов населения. К этой напасти добавилось сокращение ряда важнейших социальных услуг, в частности перевод большого числа медицинских услуг из категории бесплатных в разряд платных. В результате многие граждане, получающие средние и малые доходы, просто лишились возможности лечить свои болезни, если они требуют высокотехнологической медицинской помощи, стоящей больших денег.
«Если говорить о национальных целях и темпах развития нашей экономики, то это задача, которую необходимо решать. Вопрос в том, как и за счет чего, — отметил на днях премьер Дмитрий Медведев во время программы „Диалог“ телеканала „Россия-24“. — В настоящий момент темпы, которые мы видим, действительно не соответствуют прогнозным, не соответствуют тому, к чему мы стремимся. Но это не означает, что ничего нельзя сделать. Для этого и „раскручиваются“ все национальные проекты».
Правительство в ближайшее время намерено открыть «кубышку» государственных резервов и направить их на реализацию национальных проектов. Остается надеяться, что поток бюджетных средств поможет улучшить условия ведения бизнеса и жизнь обычных граждан.