Росстат подтвердил оценку роста ВВП на уровне 0,9% во II квартале текущего года. ЦБ не обещает ускорения и впредь. Председатель правительства Дмитрий Медведев на телеканале «Россия-24» сетует, что страна развивается слишком медленно и это не соответствует уровню поставленных властями задач, включая вхождение в пятерку ведущих экономик планеты.
Глава российского правительства констатировал в эфире: «В настоящий момент темпы, которые мы видим, не соответствуют прогнозам и тому, к чему мы стремимся».
Банк России в проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов» предполагает в базовом сценарии, что рост ВВП России в 2020 г. составит до 1,5—2,0%, в 2021—2022 гг. ускорится до 1,5—2,5% и 2,0—3,0% соответственно.
Но из выступления Д. Медведева понятно, что рост должен непременно превышать 3%. Однако такое предполагалось лишь в ранее опубликованном прогнозе Минэкономразвития: что темпы роста экономики России ускорятся до 1,7% в 2020 г. и 3,1—3,2% в 2021—2022 гг.
Министерство экономического развития (МЭР) сразу отреагировало комментарием на работу Росстата. Оно отметило, что данные Росстата за II квартал 2019 г. оказались несколько выше оценки МЭР (0,8% г/г).
Министерство подчеркивает, что слабая динамика ВВП была обусловлена в том числе низким уровнем внутреннего спроса на фоне сохранения жесткой бюджетной и жесткой денежно-кредитной политики. Профицит федерального бюджета в январе — июне составил 1561 млрд руб., существенно превысив показатель за аналогичный период 2018 г. (875 млрд руб.). В то же время расходы федерального бюджета в первом полугодии продемонстрировали лишь небольшой рост в номинальном выражении (на 3,0% г/г, или на 236 млрд руб.). Кроме того, сохранялась негативная динамика внешнего спроса в условиях замедления глобального роста.
Хотя трудно увидеть изменения в описанных министерством причинах низкого роста, МЭР с III квартала 2019 г. ожидает восстановления темпов роста ВВП. Потому что поддержку росту будут оказывать увеличение расходов федерального бюджета (в том числе в рамках национальных проектов), а еще — реализация эффекта от снижения Банком России ключевой ставки в июне и июле.
Прагматично оценивают происходящее финансисты. К примеру, «Уралсиб» в своем комментарии подчеркивает, что во II квартале 2019 г. российская экономика прибавила 0,9% по сравнению с ростом на 0,5% в январе — марте. Номинальный объем ВВП в апреле — июне достиг 26,188 трлн руб. против 24,487 трлн руб. в I квартале 2019 г., а индекс-дефлятор ВВП снизился до 4,6% с 8,5% кварталом ранее.
Аналитики банка отмечают, что увеличение ВВП было благодаря росту в финансовом секторе и секторе производства и распределения электричества, газа и воды. «Как следует из разбивки по счету производства ВВП, во II квартале 2019 г. наиболее высокие темпы роста наблюдались в страховании и финансах (7,9%), добыче полезных ископаемых (3%), в секторе транспортировки и хранения (2,9%). Умеренный прирост был зафиксирован в производстве и распределении электричества, газа и пара (2,3%), а также в водоснабжении и водоотведении (2,1%). Наибольший спад отмечался в секторе информации и связи (минус 2%), а также в деятельности домашних хозяйств (тоже минус 2%). При этом обрабатывающая промышленность прибавила весьма скромные 0,6%», — пишет «Уралсиб».
Российский Фонд прямых инвестиций обращает внимание на то, что в этот раз были обнародованы данные о производстве добавленной стоимости по секторам. По их мнению, основной позитивный вклад обеспечили секторы производства товаров (0,5 п.п., как и в I квартале 2019 г.), тогда как сфера услуг (без госсектора) добавила около 0,45 п.п. (–0,22 п.п. в I квартале 2019 г.), а госсектор обеспечил еще чуть менее 0,1 п.п. (как и в I квартале 2019 г.), хотя в 2018 г. его вклад был стабильным, около 0,3 п.п.
«Также мы получили свидетельства сдерживающего влияния на рост ВВП госрасходов, замедление которых в 1-м полугодии 2019 г. ощутимо замедлило динамику экономики», — пишут эксперты фонда.
Многие другие специалисты также отмечают риски того, что экономика все более зависит от государственных расходов. Это понятно в том числе и потому, что граждане-потребители утрачивают возможности тратить деньги на новые покупки.
Но больше финансовые аналитики сосредоточены на прогнозе дальнейшего развития событий. Фонд прямых инвестиций делает такой прогноз.
«Несмотря на сохранение ряда внешних (торговые войны, замедление мировой экономики, волатильность финансовых рынков, геополитика) и внутренних рисков (неопределенность с масштабами бюджетных эффектов, по-прежнему слабая динамика основных индикаторов деловой уверенности в начале III квартала 2019 г.), по-прежнему ожидаем умеренного ускорения роста во 2-м полугодии 2019 г. из-за догоняющей динамики бюджетных расходов и смягчения монетарной политики. Также не исключаем небольшого пересмотра вверх данных по ВВП за I квартал 2019 г., учитывая, что это происходит из года в год (в среднем на 0,4 п.п. в 2007—2018 гг. и 0,5 п.п. в 2016—2018 гг.)», — полагает Фонд прямых инвестиций.
Аналитики фонда ожидают роста по итогам 2019 г. в пределах 1,3—1,5% (консенсус 0,8—1,6%) с последующим ускорением приблизительно до 2% в 2020 г. (консенсус 1%—2,6%).
Эти ожидания более оптимистичны, чем в среднем по рынку (объясняются предположением, что проявятся эффекты от нацпроектов/бюджетных расходов и от дальнейшего снижения ставки ЦБ до 6,75% в 2019 г. и до 6,00%—6,25% к концу 2020 г.
Но даже такие оптимистичные предположения не соответствуют тому, что хотел бы увидеть Д. Медведев и о чем он говорил в телеэфире.
Динамика прироста ВВП
|
1П19 |
II кв19 |
I кв19 |
2018 |
IV кв18 |
III кв18 |
II кв18 |
I кв18 |
ВВП (в % к соответствующему периоду прошлого года) |
0,7 |
0,9 |
0,5 |
2,3 |
2,7 |
2,2 |
2,2 |
1,9 |