Неопределенность будущего мировой экономики приводит к тому, что экспертные центры увеличивают интервалы ключевых макроэкономических показателей в своих прогнозах. Так, Центральный банк представил различные сценарии развития российской экономики на будущий год, в которых в зависимости от внешних условий рост ВВП колеблется от –2% в рисковом варианте до 2,5% в прогнозе с высокими ценами на нефть.
В базовом сценарии прогноза ЦБ, который опубликован в рамках проекта Основных направлений денежно-кредитной политики на 2020—2022 гг., предполагается умеренное замедление мировой экономики. Основной вариант предусматривает переход к более поздней фазе экономического цикла в США, сохранение сдержанной динамики экономической активности в еврозоне, а также плавное замедление роста экономики Китая, преимущественно носящее структурный характер.
Среднегодовая цена на нефть в базовом сценарии составит 63 долл. за баррель в текущем году, снизится до 55 долл. в 2020 г. и будет находиться на уровне 50 долл. за баррель в 2021—2022 гг.
При таком раскладе рост отечественной экономики в 2020 г. ускорится до 1,5—2,0%. Основной вклад в увеличение темпов роста внесет повышение государственных инвестиционных расходов, обусловленное переходом к активной реализации национальных проектов. При этом годовой темп прироста накопления основного капитала увеличится до 3,5—4,5%, а динамика физических объемов импорта возрастет до 3,0—3,5%.
Ускорению ВВП в следующем году, по задумке авторов прогноза, будет способствовать некоторое увеличение роста потребительского спроса на фоне улучшения динамики доходов населения и исчерпания сдерживающего влияния повышения НДС. Это проявится в увеличении годового темпа прироста расходов на конечное потребление домашних хозяйств до 2,0—2,5%.
В то же время предполагаемое в базовом сценарии замедление мировой экономики будет сдерживать рост российского экспорта. Несколько сгладить это влияние позволят меры правительства по стимулированию несырьевого экспорта в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». В результате годовой темп прироста экспорта в 2020 г. в базовом сценарии увеличится до 2,0—2,5%.
В 2021—2022 гг. в базовом сценарии прирост российской экономики ускорится до 1,5—2,5% и 2,0—3,0% соответственно. Этому будет способствовать постепенное накопление положительного эффекта от запланированных мер бюджетной политики и национальных проектов при их успешной реализации, а также динамика потребления.
С учетом ожидаемой на среднесрочном прогнозном горизонте реализации планов правительства по снижению размеров ненефтегазового дефицита федерального бюджета темп прироста накопления основного капитала замедлится в 2022 г. до 2,5—3,5% (в 2020—2021 гг. соответственно 3,5—4,5%). Это, в частности, приведет к снижению темпа прироста физических объемов импорта до 2,5—3,0% в 2022 г. (в 2020 г. этот показатель будет равняться 3,0—3,5%, в 2021 г. составит 3,5—4,0%).
Мечты о потерянных нефтяных доходах
Ключевым отличием сценария с высокими ценами на нефть от базового варианта прогноза ЦБ являются более высокие темпы роста мировой экономики на среднесрочном горизонте. Мировые цены на нефть постепенно поднимаются к уровню 75 долл. за баррель к началу 2021 г. и остаются вблизи этой планки в дальнейшем.
В условиях более высоких цен на нефть усилится инфляционное давление со стороны издержек в реальном секторе экономики в странах — импортерах нефти, в результате чего предполагаемые траектории процентных ставок в развитых государствах будут выше, чем в базовом сценарии. В оптимистичном варианте ЦБ предполагает одно снижение базовой ставки ФРС США до конца 2019 г. и ее сохранение на неизменном уровне в дальнейшем.
Темпы роста российской экономики в 2020—2022 гг. в сценарии с высокими ценами на нефть сложатся несколько выше, чем в базовом варианте. Прирост ВВП в следующем году составит 2,0—2,5%, а в 2021 г. экономика разгонится до 2,0—3,0% и повторит свой успех в 2022 г.
Это преимущественно будет связано с более благоприятными внешними условиями на прогнозном горизонте. Они окажут дополнительную поддержку деловым настроениям, потребительской и инвестиционной активности.
В то же время аналитики Центрального банка подчеркивают, что действие бюджетного правила будет сглаживать влияние колебаний цен на нефть на внутренние экономические условия.
Прогноз инфляции в рамках оптимистичного сценария в целом близок к базовому варианту. Более быстрое расширение внутреннего спроса, чем в базовом сценарии, вместе с вкладом нефтегазового налогового маневра окажет небольшое повышательное давление на инфляцию в 2019—2020 гг. Влияние этих факторов на инфляцию будет отчасти компенсировано понижательным эффектом переноса курсовой динамики, так как рубль, по оценкам Банка России, будет несколько крепче, чем в базовом варианте. В этих условиях с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция в 2020—2022 гг. будет складываться вблизи 4%.
Риски острой фазы кризиса
Пессимистичный вариант прогноза Центробанка предполагает значительное ухудшение внешних условий на всем прогнозном горизонте, начинающееся в I квартале 2020 г. В основе рискового сценария лежит гораздо более существенное, чем в базовом сценарии, снижение темпов роста мировой экономики, носящее характер выраженной циклической рецессии с отложенным восстановлением, отчасти спровоцированной международными торговыми спорами.
При таких условиях ЦБ предполагает снижение мировых цен на нефть до 25 долл. за баррель в 2020 г. (в наиболее острой фазе кризиса — до 20 долл. за баррель) за счет значительного сокращения спроса на энергоносители в мире и существенного ухудшения ожиданий относительно перспектив роста глобальной экономики. При этом в 2021—2022 гг. происходит дальнейшее закрепление мировых цен на нефть на низком уровне (около 30—35 долл. за баррель).
В результате темп прироста ВВП по итогам 2020 г. составит минус 1,5% — минус 2,0% после 0,8—1,3% в текущем году. При этом вклад в снижение выпуска внесет динамика потребления, инвестиций и экспорта. В 2021—2022 гг. по мере адаптации к изменившимся внешним условиям экономика перейдет к восстановительному росту и в 2021 г. вырастет на 1,0—2,0%, а в 2022 г. — на 3,5—4,5%.
Поддержку динамике экономической активности на прогнозном горизонте окажет бюджетная политика. Так, в 2020—2022 гг. вследствие предполагаемого в рисковом сценарии ослабления рубля произойдет увеличение базовых нефтегазовых доходов федерального бюджета. Это, согласно механизму бюджетного правила, приведет к увеличению расходов федерального бюджета (по сравнению с 2019 г.), финансируемых за счет средств ФНБ.