Минфин России разработал законопроект «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части реализации отдельных положений национального проекта „Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы“)». Если поправки получат статус закона, налогоплательщики, допустившие незначительное превышение допустимых пределов доходов и (или) численности работников, не слетят с УСН тут же, а еще на год останутся на спецрежиме, но с повышенными ставками налога. В настоящее время законопроект проходит оценку регулирующего воздействия (https://regulation.gov.ru/projects#npa=90556). Прокомментировать его основные положения «ЭЖ-Бухгалтер» попросил Дмитрия Кириллова, адвоката, руководителя практики налоговых споров «МЭФ Аудит», преподавателя программы дополнительного образования Blockchain Lawyers.
Законопроект вносит изменения в ст. 346.13, 346.20 и 346.21 НК РФ, устанавливающие переходный период для налогоплательщиков, превысивших пороги доходов и (или) численности работников, до которых может применяться упрощенная система налогообложения, либо нарушивших иные требования для применения УСН. Сейчас пороги применения УСН — это доход в размере 150 млн руб. и 100 человек работников.
В текущей редакции этих статей при превышении указанных порогов или нарушении требований для применения УСН налогоплательщик утрачивает право на УСН с начала квартала, в котором произошло превышение порогов или нарушение требований. Это означает, что фактически задним числом к налогоплательщику начинает применяться общая система налогообложения, начисляются налоги, от уплаты которых он был освобожден на УСН, кардинально меняется налоговый учет.
Кроме того, неоднократное приближение к предельным значениям показателей, необходимых для применения УСН, является одним из рисков, используемых налоговыми органами при отборе субъектов для проведения выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Таким образом, налогоплательщик, не совершающий налоговых правонарушений и приближающийся к пороговым значениям УСН, просто в силу этого факта становится объектом повышенного внимания налоговых органов.
Такие условия создают постоянную неопределенность для успешных представителей малого бизнеса, угрожающую в одночасье лишить их преимуществ УСН.
Предлагаемый законопроект вводит своего рода «период охлаждения» — это отчетный (три, шесть, девять месяцев календарного года) или налоговый период (календарный год), в котором доходы превысили 150 млн руб., но не более чем на 50 млн руб., и (или) средняя численность работников превысила 100 человек, но не более чем на 30 человек.
В этом периоде налогоплательщик не утрачивает право на УСН, а лишь с квартала, в котором произошло превышение, уплачивает налог по увеличенной налоговой ставке: 8% вместо 6%, если объект налогообложения — «доходы»; 20% вместо 15%, если объект налогообложения — «доходы минус расходы». Повышенные ставки применяются в течение следующего налогового периода (календарного года).
Если в следующем налоговом периоде (календарном году) доходы налогоплательщика превысят порог переходного периода (150 млн руб. + 50 млн руб.) или средняя численность работников превысит порог переходного периода (100 человек + 30 человек), он утратит право на УСН с квартала, в котором произошло превышение. Если за этот календарный год доходы или численность работников снова станут ниже базовых пороговых значений (150 млн руб. и 100 человек), налог на доходы за этот год будет исчисляться по стандартным ставкам — 6 либо 15%.
Инициатива Минфина, на мой взгляд, благоприятна, она позволяет налогоплательщикам более точно планировать свою деятельность и принимать решение о масштабировании бизнеса и смене налогового режима в течение разумного периода времени.