Признаки замедления глобальной торговли совпали с началом активной фазы тарифной войны между США и Китаем, но эффект их противостояния оказался незначительным по сравнению со спадом импорта в китайской экономике. Именно замедление потребительской активности в Поднебесной, по оценке экспертов ЦМАКП, стало одним из главных триггеров торможения как китайского импорта, так и мировой торговли в целом.
В марте 2018 г. США ввели 25%-ные тарифы на импорт стали и 10%-ные — на импорт алюминия почти из всех стран мира. После аналогичного ответа Китая по ряду американских товаров началась полномасштабная торговая война. По состоянию на конец августа текущего года 550 млрд долл. импорта из Китая и 185 млрд долл. импорта из США оказались затронуты повышением тарифов. На первый взгляд, можно предположить, что раскрутка «тарифной спирали» стала важнейшей причиной, из-за которой наметившийся позитив глобальной торговли полностью выдохся в 2019 г. Тем более что эхо торговой войны США и Китая достигло и европейского континента. Так, Федеральное объединение немецкой промышленности предупредило о том, что внешнеторговая политика США может существенно ухудшить ситуацию во всей мировой экономике начиная уже с осени этого года, а Бундесбанк указал на высокую вероятность дальнейшего снижения экспорта автомобилей в III квартале нынешнего года.
Однако, по расчетам аналитика ЦМАКП Владимира Сальникова, представленным в «Сюжетах внешней торговли», несмотря на заметное падение американского импорта из Китая, позволившее США добиться сокращения торгового дефицита с этой страной, параллельно произошло углубление торгового дефицита с другими государствами (в частности, с Вьетнамом, Тайванем, Мексикой).
По всей вероятности, китайские компании сумели найти обходные маршруты для своих поставок в Соединенные Штаты. В результате совокупный внешнеторговый баланс США в течение последнего года даже несколько ухудшился.
Очевидное сокращение мировой торговли товарами было зафиксировано к концу 2018 г., когда по сравнению с уровнем июня 2018 г. объем глобальной коммерции упал почти на 1%. Со стороны импорта такое сокращение было обеспечено развивающимися странами, причем наибольшее снижение объемов ввоза зарубежных товаров отмечалось в Китае (–58 млрд долл.).
«Наиболее вероятной исходной причиной замедления мировой торговли выступает сокращение импорта товаров Китаем, — подчеркивает эксперт ЦМАКП Андрей Гнидченко. — Более того, этот процесс почти не связан с торговой войной, так как доля импорта из США составляет лишь 8% совокупного китайского импорта. Анализ показывает, что сокращение импорта Китаем, начавшееся с лета 2018 г., оказывается лишь немногим меньше без учета поставок из США. Это указывает на наличие более глубоких причин замедления мировой торговли, чем раскручивание „тарифной спирали“ между Соединенными Штатами и Китаем».
Рост в Китае, по словам эксперта американского Института мировой экономики Петерсона Николаса Ларди, стал замедляться уже довольно давно, и вклад торговой войны в этот процесс не выглядит значимым. Другой аргумент опирается на анализ розничных продаж в Китае. По данным статистической службы страны, средний темп роста розничных продаж быстро замедляется второй год подряд. При этом резкое замедление началось во II квартале 2018 г., тогда как импорт стал сокращаться только в III квартале.
Более того, рост потребления в Китае в настоящий момент в значительной степени обеспечивается кредитами. По данным Банка международных расчетов, соотношение кредитов населения и ВВП в середине 2018 г. достигло 50% и продолжает устойчиво прирастать темпом более 7,5% год к году.
«Таким образом, представляется, что замедление потребительской активности в Китае стало одним из ключевых факторов сначала для торможения, а затем и для сокращения импорта, что, в свою очередь, повлияло на мировую торговлю», — делает вывод В. Сальников.