Поляризация социально-экономического развития российских регионов усиливается, показывают итоги января — июля 2019 г. Доходы большинства региональных бюджетов растут, при этом доля Москвы увеличилась уже до 21% от всех поступлений в бюджеты субъектов Федерации. Зарплаты в столице и нефтедобывающих областях в три-четыре раза выше, чем в большинстве регионов страны. Вместе с тем в самой Москве зарплаты жителей в различных видах деятельности также отличаются в четыре с лишним раза.
Различия в развитии российских регионов, отмечают эксперты РАНХиГС в августовском «Мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения», заметны по всему спектру основных показателей. Так, при общероссийском росте промпроизводства в январе — июле на 2,6% намного быстрее росли нефтегазодобывающие Ямало-Ненецкий АО (на 22%) и Республика Якутия (11%), а также регионы с большой долей ВПК (Тульская и Брянская области — более чем на 14%, Удмуртия — на 9%).
Спад в промышленности наблюдался только в 13 регионах, треть из которых — слаборазвитые республики с минимальным индустриальным производством. Среди остальных субъектов Федерации спад продолжался только в Архангельской области (–15%).
Региональная динамика инвестиций тоже поляризована. Среди субъектов РФ со значительным объемом инвестиций лидируют Ямало-Ненецкий АО (+23%), Москва и столичная область (+19—20%). То есть продолжается концентрация инвестиций в регионах с максимальными конкурентными преимуществами — агломерационными и сырьевыми. По итогам 1-го полугодия на столицу пришлось более 14% всех инвестиций в стране, вместе с Московской областью — почти 20%, а Тюменская область получила 14%.
Значительно выросли инвестиции в Сибирском ФО (на 13%) и почти во всех его регионах, но доля Сибири в инвестициях в стране невелика — 10%.
В половине российских регионов объем инвестиций сокращался. На Северо-Западе спад на 9% во многом обусловлен негативной динамикой Санкт-Петербурга (–21%), при этом в восьми из 11 регионов, включая Ленинградскую область, инвестиции также сокращались.
Еще более значительный спад инвестиций в Южном ФО (–27%) связан с завершением строительства инфраструктуры вокруг автомобильного моста на Крымский полуостров, что привело к снижению инвестиций в Республике Крым на 40%, а в Краснодарском крае — на 30%. При этом инвестиции в Севастополе выросли более чем на треть.
Новые субъекты РФ по-прежнему инвестируются за счет средств федерального бюджета: в Севастополе их доля составляет 62%, а в Крыму — 71%, капвложения бизнеса на полуостров идут слабо.
Спад инвестиций (–3%) имел место также в Приволжском ФО, где отрицательную динамику показали 2/3 регионов, включая Татарстан, а также в Дальневосточном ФО. Даже после включения в состав ДВФО двух забайкальских регионов его доля во всех инвестициях в стране пока невелика — чуть больше 8%, что вряд ли позволит ускоренно развивать эту огромную территорию.
Состояние консолидированных бюджетов регионов в 1-м полугодии было относительно благополучным, доходы выросли на 12%, поступления налога на прибыль — на 18%, НДФЛ — на 9%.
Москва имела более значительный рост доходов почти по всем статьям. В результате доля столичного бюджета достигла почти 21% всех доходов бюджетов регионов. Душевая бюджетная обеспеченность в Москве в 2,5 раза выше средней по стране.
За исключением столицы и геостратегических территорий, в остальных регионах динамика доходов бюджета очень разная. В шести субъектах РФ доходы сократились (Башкортостан, Мордовия, Алтай, Ингушетия, Курганская и Калужская области).
Самый большой рост доходов бюджета имели два нефтегазодобывающих региона (Сахалин — на 64% и Ямало-Ненецкий АО — на 34%), в них в два раза выросли поступления налога на прибыль.
Динамика реальных располагаемых доходов населения оставалась негативной, за 1-е полугодие в среднем по России они снизились на 1,3%. По регионам Росстат измеряет не располагаемые (с учетом обязательных платежей, в число которых входят растущие платежи по кредитам), а реальные доходы населения. Они сократились в январе — июне не так сильно — на 0,4%.
Реальные доходы продолжали снижаться более чем в половине (44) субъектов РФ, а также в большинстве федеральных округов, за исключением Уральского и Дальневосточного.
Номинальная заработная плата, которая измеряется Росстатом по крупным и средним предприятиям и организациям, выросла на 7%, но с учетом инфляции (около 5%) рост невелик. В Москве прирост был выше (9,6%), что еще больше усилило отрыв столицы по уровню оплаты труда. Столичная зарплата в 1-м полугодии 2019 г. вдвое опережала среднюю по стране, в полтора раза — зарплату в Санкт-Петербурге, почти на 70% — в Московской области и немного уступала только двум автономным округам Крайнего Севера с большими «северными» надбавками к зарплате. По сравнению с большинством несеверных регионов московские зарплаты выше в 3—4 раза, и этот разрыв — важнейший стимул массовой миграции в столичную агломерацию, причем в последние годы он усиливался.
В целом в России продолжает нарастать социально-экономическое неравенство между регионами и различными социальными группами.