На X Тюменском нефтегазовом форуме ярко выступил замминистра энергетики РФ Павел Сорокин. Он доказывал, что все развивающиеся страны, и Россия с ними, не должны «вписываться в трансформацию» энергетического рынка и в переход к возобновляемой энергии. России надо развивать нефтедобычу и переработку как свое «безусловное преимущество». При этом замминистра признал, что не ждет восстановления цен на углеводороды — мешают разные новые технологии. И призвал стимулировать инвестиции.
Замминистра энергетики говорил (цитата по Znak.com): «Бум электромобилей произошел не сам, а благодаря субсидированию и льготам для них. Это могут себе позволить богатые страны, живущие десятилетия с нулевыми ставками. Подумайте: Tesla с убытками работает и поднимает миллиарды долларов. А что делать развивающимся странам? Почему мы должны вписываться в эту трансформацию? И почему с восторгом должны принимать обесценивание нашего естественного преимущества? Посмотрите на Саудовскую Аравию, как они относятся к своим ресурсам. У нас есть безусловное благо. Вот его поднимать. У нас четверть экономики — нефть и газ. Это не „игла“, а наше преимущество. На него надо по-другому смотреть. У нас дешевый газ — давайте этим пользоваться. Давайте продлевать жизнь этому ресурсу. И думать, как сделать этот ресурс чище».
По мнению П. Сорокина, России следует развивать в первую очередь нефтегазовый сектор, уже благодаря «нефтянке» разворачивая цифровизацию экономики и внедряя возобновляемые источники энергии.
Так увлеченно П. Сорокин отвечал на слова президента московской школы управления «Сколково» Андрея Шаронова о том, что пик спроса на нефть будет пройден через 20 лет. А. Шаронов говорил, что это произойдет из-за развития возобновляемой энергетики и новых технологий. П. Сорокин «сильно не согласен» с такими прогнозами и анализом.
Однако сухие цифры работают пока не в пользу П. Сорокина. Средняя цена российского газа в ЕС, который «Газпром» реализует по долгосрочным контрактам, составила 207 долл. за тысячу кубов. Это почти на 40 долл. меньше уровня, который компания заложила в бюджет. Экспорт «Газпрома» в Евросоюз по итогам первого полугодия сократился на 8,9%.
П. Сорокин говорит, что и далее «цена будет, скорее всего, под давлением, это реальность».
Очевидна причина — резкий рост сланцевой добычи, которая с 2005 г. выросла на 70%, а в последние два года практически ежемесячно бьет рекорды (92,8 млрд кубических футов в месяц на август). По данным BP, США в 2011 г. обогнали Россию по добыче газа, и с тех пор разрыв сохраняется. На конец 2018 г. Россия впервые как минимум за полвека откатилась на третью строчку в мировом рейтинге крупнейших добытчиков, пропустив вперед страны Ближнего Востока. А строительство терминалов по сжижению уже вывело американский газ на мировой рынок. По данным Минэнерго, с 2016 г. экспорт СПГ из США вырос в 17 раз. На сентябрь 2019 г. в США работают пять экспортных терминалов и десять заводов по сжижению суммарной мощностью 6,9 млрд кубических футов в сутки. По прогнозу Минэнерго США, к 2021 г. количество заводов достигнет 25, терминалов станет шесть, а экспортные возможности превысят 10 млрд кубических футов в день.
Что предлагает в ответ П. Сорокин, кроме отказа от развития альтернативной энергетики?
«У нас есть все инструменты, все необходимые компетенции — и технологические, и интеллектуальные — для того, чтобы остаться на рынке», — уверяет он (цитата по ТАСС). Замминистра уверен, что в ближайшие 50—70 лет газ останется «одним из основных столпов» российской экономики. Надо, говорит он, только создать соответствующий фискальный режим для поддержки инвесторов.