Индекс промышленного производства в августе нынешнего года составил 102,9% (в июле — 102,8%). Подъем наблюдался во всех секторах российской индустрии: добыче полезных ископаемых (103,1%), обрабатывающих производствах (102,7%), электроэнергетике (102,1%) и водоснабжении (104,1%). Промышленность может расти еще быстрее, однако отрасль тянут вниз компании-аутсайдеры и пассивная позиция предприятий-середняков.
Рост индекса промышленного производства в январе — августе 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным Росстата, составил 102,6%. По отношению к последнему месяцу лета 2018 г. в августе индекс равнялся 102,9%, по сравнению с предыдущим месяцем — 102,5%.
Увеличение добычи полезных ископаемых в конце лета составило 3,1% год к году по сравнению с 3% в июле, комментирует сложившуюся ситуацию Минэкономразвития. При этом динамика объемов добычи различных видов сырья была разнонаправленной.
Добыча сырой нефти увеличилась на 1% год к году (после сокращения на 0,9% в июле). Основной вклад в производство природного газа по-прежнему вносит выпуск сжиженного газа (+54,2% год к году в августе после +86,3% в июле).
Вместе с тем третий месяц подряд продолжается падение добычи угля (–1% год к году в августе после –1,5% в июле), что сопровождается сокращением его погрузки на железнодорожном транспорте.
Увеличение объема выпуска в добывающем секторе в августе во многом произошло за счет двузначных темпов роста в предоставлении отраслевых услуг (+14,2% год к году в последнем месяце лета после +16,7% в июле).
Обработка слегка замедлилась
Темпы прироста обрабатывающих производств были немного ниже средних показателей промышленности: 2,7% год к году в августе после 2,8% в июле.
В отраслевом разрезе позитивную динамику в августе продемонстрировал химический комплекс (+7% год к году), при этом в фармацевтическом сегменте сохранялись двузначные темпы роста. Увеличение производства также наблюдалось в металлургическом комплексе (+1,7%), нефтепереработке (+3,3%) и деревообработке (+1,5%).
Отрицательный вклад в динамику обрабатывающей промышленности в конце летнего сезона внесло возобновившееся падение выпуска машиностроительной продукции (–3,2% год к году) и замедление в пищевой индустрии (–2,3%).
На выпуск обрабатывающих отраслей в последнем месяце лета, по оценке экспертов Минэкономразвития, оказывал негативное влияние календарный фактор. В августе текущего года было на один рабочий день меньше, чем в конце лета 2018 г. (в то время как в июле было на рабочий день больше). Темп прироста с исключением календарного фактора оценивается на уровне 3,4% год к году (по сравнению с 2,1% месяцем ранее). Медианный темп прироста обрабатывающей промышленности, который также очищен от календарного фактора, в августе составил 3% год к году после околонулевой динамики в июле.
Середняков нужно допустить к госзаказу
В целом итоги восьми месяцев работы отечественной индустрии показывают весьма приличную экономическую динамику (+2,6% год к году). Этот показатель мог быть еще весомее, если бы отрасль не тормозили компании-аутсайдеры и более активно вели себя предприятия-середняки.
Аутсайдеры, по мнению экспертов Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ, представляют собой неэффективные промышленные предприятия, зачастую работающие чуть ли не с отрицательной добавленной стоимостью, большинство которых находятся в предбанкротном состоянии.
Во многом эти отстающие предприятия функционируют благодаря патернализму местных властей, особенно в моногородах, где администрация зачастую старается сохранять даже нерентабельные производства, чтобы местные жители получали хоть какой-то доход.
Подавляющее большинство руководителей этих компаний в ходе опросов Росстата постоянно сообщают о низких объемах производства и слабом спросе на выпускаемую продукцию. У них перманентно возникают проблемы с финансированием производства, получением кредитов, инвестициями и прибылью. Практически все топ-менеджеры этих предприятий жалуются на недостаток квалифицированных специалистов и оборудования. Хотя понятно, что в условиях рыночной экономики их почти всегда можно найти на внутреннем или внешнем рынке. Просто у аутсайдеров банально не хватает финансовых средств, чтобы платить профессиональным специалистам достойную зарплату и приобретать современное эффективное оборудование.
На другом полюсе отечественной индустрии трудятся 17—19% компаний, вполне активных с инвестиционной и инновационной точек зрения. Причем их можно найти практически во всех подотраслях промышленности. Руководители этих структур регулярно отчитываются не только о росте производства на своих предприятиях, но и об относительно благополучном состоянии экономических показателей второго ряда. Успехи этих фирм зависят в большой степени от высокого уровня менеджмента и возможности лоббирования своих интересов в коридорах власти.
Основные показатели, характеризующие деловую активность и эффективность, у лидеров и аутсайдеров с примерно одинаковой номенклатурой производимой продукции, по оценке ученых ЦКИ, различаются в разы, естественно, в пользу «локомотивов» отраслевого роста.
Между «авангардом» и «арьергардом» на экваторе промышленности находится довольно значительная группа компаний-середняков (около 60% от общей численности), находящаяся в удовлетворительном экономическом и финансовом состоянии. Их перемещения от лидеров к отстающим и обратно во многом зависят от внутренней и внешней экономической, ценовой и спросовой конъюнктуры на своем отраслевом рынке.
«Если прогнозировать, какие меры воздействия возможно применить к этим трем категориям хозяйствующих субъектов со стороны государственных экономических регуляторов, то, по-видимому, целесообразно наибольшие усилия направить на среднюю группу», — считает директор ЦКИ Георгий Остапкович.
Компаниям-середнякам, по мнению ученого, надо помочь приблизиться или даже войти в группу лидеров. Тем более что относительный потенциал для подобного маневра у них имеется. Необходимо хотя бы частично перераспределять государственные финансовые бонусы от лидеров к средней группе, в том числе за счет предоставления им более широкого доступа к государственным заказам.
Большую же часть предприятий-аутсайдеров, по мнению аналитиков ВШЭ, надо постепенно вывести с рынка или в значительной степени перепрофилировать с принципиальным усилением управленческого состава. Главное, чтобы данный маневр не привел к повышенной социальной турбулентности из-за сокращения занятых, снижения уровня и качества жизни части населения.