Рынки жизненно важны для малых и средних производителей и для экономики регионов. Об этом говорится в опубликованном Минпромторгом проекте Стратегии развития торговли до 2025 г. Из документа следует, что снижение количества рынков приводит к сокращению площадок, на которых свою продукцию могут реализовать граждане, ведущие личное подсобное хозяйство или занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством. Для них рынки зачастую — единственные каналы сбыта.
В проекте стратегического документа подчеркивается, что население и фермерские хозяйства производят огромный объем продукции. По данным Росстата, в 2018 г. 45% сельхозпродукции выпущено в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах. По некоторым товарам доля этих категорий производителей и вовсе определяющая: по картофелю — 81%, по овощам — 74%, по меду — 98%. Весомая доля малых хозяйств и хозяйств населения и по другим группам продуктов питания: по скоту и птице — порядка 20%, молоку — 50%, яйцам — 20%.
Регионы предостерегли от «хипстеризации» ярмарок
Однако в товарном обороте, по свидетельству экспертов, участвует лишь незначительная часть этой продукции — около 15%. Это обусловлено в первую очередь проблемами с реализацией товаров. Малые производители не могут сотрудничать с торговыми сетями, зачастую их сбыт носит периодический или эпизодический характер, поэтому рынки и ярмарки являются единственным адекватным форматом их розничного сбыта. Аналогична ситуация с небольшими производителями одежды, обуви, текстиля, ремесленных изделий, народных (художественных) промыслов.
«Требуется серьезно упростить порядок организации рынков и исключить избыточные требования и ограничения к организации и деятельности рынков. Нормы Закона о рынках, освобожденные от излишних административных барьеров, целесообразно инкорпорировать в общеотраслевой Закон о торговле, что упростит правоприменение и создаст целостное регулирование торговой отрасли», — заключают авторы стратегии. При этом они подчеркивают, что следует предостеречь местные власти от желания провести сплошную «хипстеризацию» рынков и ярмарок, сделать их только лишь модным местом для определенной категории покупателей. Например, богатых людей или любителей экзотики.
«Такие рынки тоже имеют право на существование, однако превращать в них обычные, привычные для населения рынки вредно для экономики и комфортной потребительской среды», — говорится в проекте документа. Создание специализированных ярмарок ведет к завышению цен, вымыванию массовых, привычных продуктов и товаров с рынка с заменой их на дорогие. Как следствие, это ведет к утрате рынком или ярмаркой своей сути, полагают эксперты.
Российские уличные торговцы переймут опыт испанцев
По мнению отраслевых властей, для правильного формирования торговой системы в России необходимо развивать институт профессиональных рыночных торговцев — предпринимателей. В качестве иллюстрации построения цивилизованной системы рыночной торговли чиновники привели опыт Испании, где рынки — один из ключевых каналов реализации продовольственных товаров, особенно свежих продуктов питания. Например, в Барселоне на долю рынков приходится 14% оборота розницы (для сравнения: в России — около 5,6%).
В Испании насчитывается 1300 только муниципальных рынков (находящихся в собственности городов), расположенных, в силу жаркого климата, в удобных крытых зданиях, на которых реализуется половина свежих продовольственных товаров страны. Из них 170 рынков были построены или реконструированы при непосредственном участии государственной компании «Меркаса» (речь об этой компании пойдет в разделе, касающемся оптовых продовольственных рынков).
Торговлю на рынках осуществляют профессиональные торговцы — предприниматели на постоянной основе. Местные власти практикуют три модели управления розничными рынками. Первая — самоуправление и саморегулирование. При таком порядке мэрия строит рынок и отдает его по договору концессии на 50 лет профессиональной управляющей компании, которая, как правило, является кооперативом или ассоциацией торговцев этого же рынка.
Такой порядок применяется в Мадриде для 45 муниципальных рынков города. В мэрии Мадрида с гордостью заявляют, что мадридские рыночные торговцы имеют два бизнеса: первый — собственно торговля, а второй — управление своим рынком. Из указанного следует, что эта модель управления очень близка или даже идентична той, которая существовала в России до периода НЭПа включительно.
Вторая модель — управление и обслуживание осуществляется городом (директор рынка и все остальные сотрудники рынка, за исключением торговцев, — это чиновники, сотрудники мэрии). Третий вариант — смешанная модель (директор рынка — сотрудник мэрии, обслуживание рынка осуществляют коммерческие организации либо ассоциации торговцев этого рынка).
Такой способ регулирования применяется в Барселоне: 42 городских муниципальных рынка управляются чиновниками мэрии, а с каждым торговцем городом заключены прямые концессионные договоры на 25—50 лет (с правом продления) с весьма небольшими финансовыми обязательствами торговцев.
При всех моделях позиция испанского государства остается единой: рынки не рассматриваются властями как источник прямого дохода для городов за счет арендной платы. Рынки рассматриваются как важнейший элемент комфортной городской среды.
«Испанские власти справедливо считают, что бизнес рыночного торговца очень тяжел и должен по своей сути носить семейный характер, когда знания и навыки передаются от поколения к поколению», — подчеркивают в Минпромторге. В ведомстве считают, что государство должно стимулировать рыночный бизнес, компенсируя торговцам трудоемкость и не очень высокий престиж этой деятельности всемерной поддержкой и вниманием.
Торговцы одного из самых известных рынков в мире — Бокерия в Барселоне — платят за обустроенное торговое место площадью 12—16 кв. м символическую по меркам крупных российских городов плату в 1200 евро в месяц. Эта сумма включает небольшую плату городу по концессии, уборку, коммунальные платежи, электроснабжение и все иные расходы.
При необходимости модернизации и реконструкции рынков Барселоны торговцы оплачивают максимум 15% затрат. Остальное покрывает бюджет города. Бережное отношение властей к рынкам и их торговцам выражается также в том, что, например, в Барселоне рынками занимается специальный городской орган власти — Институт развития рынков.
По данным Росстата, в России за период с 2010 по 2018 г. доля рынков в обороте розничной торговли в целом по РФ снизилась с 12,4 до 5,6%. При этом количество рынков за последние 12 лет сократилось почти в шесть раз (с 5,9 тыс. в 2007 г. до 1,0 тыс. — в 2019 г.). Это связано с ужесточением законодательства. С 1 января 2013 г. все рынки, кроме сельскохозяйственных, необходимо размещать в капитальных зданиях. В результате количество самых востребованных населением рынков — универсальных — в этот период сократилось почти втрое, с более чем двух тысяч до 800.
Часть их закрылась, сменила вывески на торговые комплексы, торговые ряды, галереи и так далее, лишь бы не подпадать под Закон о рынках. Другая часть превратилась в так называемые сельскохозяйственные рынки. За десять лет количество сельскохозяйственных рынков увеличилось с 250 до 380. Затем с 1 января 2016 г. законодательство для аграрных рынков тоже ужесточилось. В городах-миллионниках их обязали переместиться в капитальные здания. После этого количество сельскохозяйственных рынков также стало сокращаться.
К сведению
Каждый пятый россиянин работает в торговле
По данным Минпромторга, в торговле трудится порядка 18% всего занятого населения России. Отрасль занимает одну из лидирующих позиций по вкладу в производство ВВП: в 2018 г. ее доля составила 14,3% (для сравнения: доля обрабатывающих производств — 13,7%; добычи полезных ископаемых — 12,9%). При этом доля торговли в налоговых платежах, поступающих в консолидированный бюджет РФ, составляет более 11%.
Оборот розничной торговли после снижения в реальном выражении в 2015—2016 гг. возобновил рост в 2017—2018 гг. с индексами физического объема 101,3 и 102,8% соответственно. Одновременно с ростом товарооборота изменялась его структура: доля непродовольственных товаров в общем объеме розничных продаж, сократившаяся в 2015—2016 гг. на 2 п.п., в 2017 г. начала расти и составила в 2017—2018 гг. 52%.
Положительная динамика оборота розничной торговли обусловлена в большей степени динамикой продаж непродовольственных товаров, прирост оборота которых в 2018 г. составил 3,5% по сравнению с 2017 г. При этом физические объемы реализации пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, выросли в 2018 г. только на 2,1%.
Фактором, способствующим росту потребительского спроса, является кредитование населения. Кредиты населению в 2018 г. продолжали расти опережающими темпами. Рост розничного кредитного портфеля (за исключением ипотеки) ускорился почти вдвое — с 11,1% в 2017 г. до 21,6% в 2018 г. В абсолютном выражении рост показателя составил 1,5 трлн руб. В 2018 г. задолженность по розничным кредитам составила 14,9 трлн руб. Примерно 60% российских заемщиков испытывают трудности с погашением взятых кредитов.
Доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли РФ в 2018 г. составила, по данным Росстата, 32,6%, а в сегменте торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, — 38,6%. По сравнению с 2012 г. эта доля выросла в 1,6 раза.
Доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли РФ в 2018 г., по данным официальной статистики, составила 1,7% (в 2014 г. — 0,7%). По экспертным оценкам, этот показатель находится на уровне 3—4%, что заметно меньше, чем в некоторых странах мира, где электронная торговля наиболее популярна и востребована. Например, в таких как Великобритания, Германия, Китай, Финляндия, США, где доля электронной торговли сектора B2C в общем объеме оборота розничной торговли значительна и составляет от 10 до 20%.
По уровню развития торговой инфраструктуры Россия также отстает от развитых стран мира. По данным Росстата, обеспеченность россиян площадями стационарных торговых объектов и павильонов составляет 835 кв. м на 1000 человек. Это примерно вдвое меньше, чем в ведущих странах Европы (Германии, Франции, Швеции).