Повышение уровня жизни людей и развитие экономики являются ключевыми задачами бюджета на 2020—2022 гг., отметил премьер Дмитрий Медведев на встрече с президентом страны. В рамках национальных проектов почти в два раза вырастают расходы на здравоохранение, на 20% увеличиваются ассигнования на демографию и образование, в 1,5 раза — на науку. В целом расходы бюджета возрастут на 1,2% ВВП, что станет драйвером развития отечественной экономики.
Кабинет министров рассмотрел большой бюджетный пакет, включающий прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, бюджеты государственных внебюджетных фондов (Фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования). Одновременно Банк России представил Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.
«Конечно, мы обсудили и самый фундаментальный документ — проект бюджета на 2020 г. и на плановый период 2021—2022 гг., — проинформировал премьер президента страны Владимира Путина. — Его основные параметры были озвучены на заседании правительства. Бюджет будет не просто сбалансированным, но и профицитным, причем в течение всех ближайших трех лет».
Социальные расходы в приоритете
В течение всего трехлетнего периода расходы федерального бюджета будут увеличиваться. Общий объем бюджетных ассигнований в 2020 г. составит 19,5 трлн руб. (+6,5% к предыдущему году), в 2021 г. — 20,6 трлн руб. (+5,9% к 2020 г.) и в 2022 г. — 21,8 трлн руб. (+5,5% соответственно).
Наибольшие бюджетные ресурсы направляются на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. «Самая большая статья — это социальная сфера», — подчеркнул председатель Кабинета министров. В следующем году почти в два раза вырастут расходы на здравоохранение: со 160 млрд руб. в 2019 г. до 320 млрд. На 20 с лишним процентов увеличатся ассигнования на демографию и на образование. Более чем в 1,5 раза вырастет финансирование науки, а также экологических программ.
С начала 2020 г. в главный финансовый план страны заложены новые меры, которые нацелены на увеличение рождаемости, поддержку семей с детьми и устойчивый рост доходов россиян. Во-первых, речь идет о ежемесячной выплате на ребенка в возрасте от полутора до трех лет. Во-вторых, планируется изменение критериев нуждаемости при назначении ежемесячных выплат с полутора до двух прожиточных минимумов. Кроме того, увеличивается ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей в регионах Уральского и Сибирского федеральных округов, где требуются специальные меры поддержки.
Бюджетные ассигнования на реализацию национальных проектов в целом запланированы в 2020 г. в объеме 2 трлн руб., в 2021 г. — 2,2 трлн руб., в 2022 г. — 2,7 трлн руб.
Важная деталь: проект федерального бюджета на 2020—2022 гг. имеет стимулирующий характер для экономики. Расходы по отношению к ВВП растут, несмотря на значительное замедление мировой экономики и нестабильную ситуацию на мировом рынке энергоносителей.
За 2019—2020 гг. расходы бюджета суммарно увеличиваются на 1,2% ВВП — это самый масштабный стимул для экономики с 2009 г., имеющий устойчивый структурный характер. Сопоставимое увеличение расходов последний раз наблюдалось только в 2008—2009 гг., когда на реализацию антикризисных мер был потрачен значительный объем накопленных государственных резервов.
Вместе с тем после повышения объема бюджетных ассигнований в 2020 г. до 17,3% ВВП в дальнейшем прогнозируется умеренное снижение расходов федерального бюджета до 16,9% ВВП к 2022 г.
Три года с профицитом
В течение предстоящих трех лет прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета до 20,4 трлн руб. в 2020 г. (+0,9% к текущему году), 21,2 трлн руб. в 2021 г. (+4,3% к 2020 г.) и 22,1 трлн руб. в 2022 г. (на 3,8% больше предыдущего года).
По отношению к ВВП доходы будут постепенно сокращаться с 18% валового продукта в 2020 г. до 17,7% в 2021 г. и 17,2% ВВП в 2022 г.
Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 7,2% в 2019 г. до 6% к 2022 г. большей частью из-за следующих факторов — снижения цен на энергоносители и роста выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот предприятиям ТЭК.
Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в трехлетнем периоде стабильны. После небольшого увеличения по отношению к ВВП до 11,4% в 2020 г., связанного, в частности, с рядом разовых неналоговых поступлений, они незначительно снизятся до 11,1% ВВП к 2022 г. Это будет обусловлено снижением поступлений акцизов на нефтепродукты из-за их поэтапной передачи на региональный уровень.
На этом фоне доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях в федеральный бюджет снизится с 40,8% в нынешнем году до 35% в 2022 г.
Профицит федерального бюджета в предстоящий трехлетний период прогнозируется в 2020 г. на уровне 0,8% ВВП, в 2021 г. — 0,5%, в 2022 г. — 0,2% валового продукта.
При формировании главного финансового плана страны Минфин исходил из бюджетного правила, при этом объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) уже превысил 7% ВВП, и, согласно прогнозным оценкам, этот тренд сохранится в ближайшие годы.
В следующем году предусматривается увеличение объема средств ФНБ с 8,2 трлн руб. до 11,1 трлн руб., в 2021 г. — до 13,7 трлн руб., в конце трехлетнего периода — до 16,2 трлн руб.
В предстоящие три года объем государственного долга Российской Федерации сохранится на безопасном уровне (менее 20% ВВП). Тем не менее в 2020—2022 гг. ожидается рост его размера. Так, по итогам 2020 г. его сумма составит 17,1 трлн руб., 2021 г. — 19 трлн и 2022 г. — 21,1 трлн руб.
В общем объеме государственного долга будет преобладать внутренний долг. Это связано с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг РФ в рублях как в последние годы, так и в прогнозируемом периоде.
Основные характеристики федерального бюджета на 2020—2022 гг., млрд руб.
|
2020 |
2021 |
2022 |
Доходы |
20 363 |
21 246 |
22 058 |
Расходы |
19 482 |
20 632 |
20 770 |
Профицит |
880 |
614 |
287 |
Источник: Минфин России |