Авиационная корпорация «Рубин» получила льготный заем (ставку до 5% годовых) от Фонда развития промышленности (ФРП). Это позволило запустить новый цех по производству авиакомпонентов в рамках программы импортозамещения и локализации производства. У многих предприятий есть большой интерес к таким недорогим ресурсам. Хотя получить льготные деньги непросто — надо представить хорошо проработанный проект их использования. На сегодня ФРП профинансировал более 480 проектов на сумму свыше 100 млрд руб.
Новый цех «Рубина» будет поставлять детали и агрегаты в том числе и для лайнера МС-21. «Эта продукция снижает нашу зависимость от импортных комплектующих. Данный проект стал одиннадцатым открытым производством в Московской области и сто шестьдесят пятым в России, запущенным при посредстве ФРП», — сказал во время запуска нового производства директор фонда Роман Петруца.
Производство должно полностью заменить детали американских и европейских производителей, которые сегодня используются при сборке российского лайнера. Выпускаемая продукция также будет использована в пассажирском Ил-114, самолете-амфибии Бе-200 и совместном российско-китайском пассажирском самолете CR-929. Надо отметить, что китайская сторона рассчитывает сама продавать лайнеры авиакомпаниям КНР, оставив российской стороне право торговать на мировом рынке. По этому поводу идут переговоры.
ФРП выстроил такую систему предоставления финансовых ресурсов, которая работает исключительно под целевое кредитование с жесткими правилами контроля, кредитует действительно эффективные производства. На сегодня практически все проекты фонда успешны.
Институты развития являются государственными структурами или государственными корпорациями, поэтому они имеют реальную возможность кредитования производств, в особенности когда речь идет о «длинных» и «дешевых» деньгах. Они уступают по величине активов банковской системе. Эти средства в сотни миллионов рублей под 1—5% годовых можно получить исключительно в госструктурах.
Рост кредитного портфеля ФРП говорит о росте интереса предприятий к кредитным ресурсам. Это, кстати, опровергает мнение министра финансов Антона Силуанова о том, что предприятия просто не спешат направлять деньги на развитие.
До последнего времени утверждалось, что основным тормозом в деле понижения стоимости заемных денег является высокая инфляция. Инфляцию победили. Но по устраивающей производителей цене деньги предлагают не банки, а институты развития.
Экономисты все чаще говорят о необходимости смягчения денежно-кредитной политики. В частности, по мнению главного экономиста ВЭБ Андрея Клепача, сейчас необходимо сосредоточиться на инвестировании в развитие экономики России. Для ускорения же темпов ее роста необходимо, в частности, изменить подходы ЦБ к денежно-кредитной политике. Экономист отметил (цитата по ТАСС), что «фактически в рамках жесткой, сверхжесткой и денежно-кредитной, и бюджетной политики рост ВВП ускорить даже до 2%, до 3% тем более — нельзя».