За 10 лет доля региональных бюджетов в налоговых доходах упала почти в полтора раза. Чтобы исправить ситуацию, депутаты предложили вернуть регионам один процент ставки налога на прибыль. Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение нижней палаты парламента. У регионов есть инструменты для увеличения собираемости налогов. Однако, как показало исследование международной консалтинговой компании PwC, далеко не все используют предоставленные федеральным центром возможности.
«Последние 10 лет федеральный бюджет постоянно изымает у регионов все больше и больше собственных доходов. За это время доля региональных бюджетов в налоговых доходах упала с 60% до 44%, или почти в полтора раза. Регионы вынуждены экономить на бюджетных инвестициях в транспортную, социальную и экономическую инфраструктуры. Их доля за четыре года упала с 13,4% до 10,8%», — заявил автор законодательной инициативы депутат Государственной Думы Михаил Щапов. По его словам, такая политика лишает региональные экономики будущего развития.
Депутат предложил изменить вектор межбюджетных отношений: оставлять больше собственных доходов в регионах. В первую очередь, чтобы стимулировать развитие региональных экономик, необходимо вернуть субъектам с 2021 г. один процент ставки налога на прибыль, считает депутат. Если законопроект будет принят, 12 регионов увеличат свой бюджет от 2 до 4,5%, 19 регионов — от 1 до 2%, бюджет остальных регионов вырастет приблизительно на 1%. Совокупный прирост региональных бюджетов составит больше 200 млрд руб.
Согласно действующему законодательству регионы имеют широкий арсенал инструментов для увеличения собираемости налогов, однако пользуются этим далеко не все субъекты. Такой вывод можно сделать из результатов исследования эффективности региональной налоговой политики за 2018 г., которые недавно опубликовала PwC. Цель аналитической работы заключалась в ранжировании регионов по уровню использования предоставленных им полномочий в части налоговой политики.
Лучшие собиратели налогов
По результатам анализа, пять лидирующих в рейтинге регионов (Москва, Новосибирская область, Санкт-Петербург, Республика Коми, ХМАО) набрали высокие баллы по большинству оцениваемых параметров. В том числе они перешли к расчету налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов.
Лидеры рейтинга установили высокую ставку по транспортному налогу для мощных легковых автомобилей.
Исследование показало, что три региона (Москва, Санкт-Петербург и ХМАО) получили практически максимальные баллы по показателю «Предоставление налоговых льгот». Высокая оценка связана с тем, что они предоставляют льготы за счет собственных средств, то есть практически не имеют дотаций (менее 2% от налоговых и неналоговых доходов региона) и имеют низкий уровень госдолга (менее 10% от налоговых и неналоговых доходов региона).
Аутсайдеры налоговой эффективности
Аутсайдерами рейтинга стали Иркутская, Тверская, Смоленская области, Чукотский АО, Красноярский край. Эти регионы набрали наименьшее количество баллов, поскольку не воспользовались большинством полномочий. Так, почти все они (кроме Тверской области) не перешли на расчет налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов. Кроме того, они установили низкую ставку для мощных автомобилей и не принимают мер для сокращения количества налогоплательщиков, применяющих ЕНВД.
Эксперты подсчитали, что в целом по стране к 2018 г. расчет налога на имущество организаций от кадастровой стоимости объектов по торговой недвижимости не ввели 16 регионов, по офисной недвижимости — 24 региона. Расчет налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости не ввели 15 регионов. При этом семь регионов (Волгоградская область, Севастополь и Республика Крым, Иркутская область, Красноярский край, Смоленская область, Чукотский АО) не ввели расчет от кадастровой стоимости ни по налогу на имущество организаций, ни по налогу на имущество физических лиц.
Результаты рейтинга четвертый год подряд подтверждают тезис, что недотационные регионы и регионы с незначительным уровнем дотаций (менее 2% от налоговых и неналоговых доходов региона) используют больше полномочий в сфере налоговой политики. Регионы, получающие серьезные дотации из федерального бюджета, по всей видимости, не имеют достаточных стимулов для работы с собственной налоговой базой и налогоплательщиками. Поэтому им не удается найти правильный баланс между желанием пополнить бюджет, необходимостью поддерживать экономический рост и обеспечивать социальную стабильность и конкуренцию.