Пенсионный фонд завершил оптимизацию процесса открытия физическим лицам индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Теперь вместо привычной всем карточки СНИЛС зеленого цвета граждане будут получать документ-уведомление в электронном виде или на бумажном носителе. Как и прежде, работник может оформить документ самостоятельно или через работодателя. О новых правилах для последнего варианта мы сегодня и поговорим.
Требования старые, документооборот новый
При трудоустройстве физические лица должны представить работодателю сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в системе персонифицированного учета обязательного пенсионного страхования (ст. 65 ТК РФ). Они необходимы работодателю для составления отчетности в Пенсионный фонд по форме СЗВ-М.
В том случае, когда организация принимает на работу гражданина, который до этого нигде не работал и у которого нет СНИЛС, оформить документ должна организация. Это прямо предусмотрено в ст. 65 ТК РФ и ст. 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ).
Весной этого года правила регистрации физических лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета были откорректированы. Изменения в Закон № 27-ФЗ внес Федеральный закон от 01.04.2019 № 48-ФЗ, который вступил в силу с момента его подписания, то есть с 1 апреля 2019 г.
Законодатели отказались от выдачи пластиковых карточек со сведениями о СНИЛС и ввели уведомление о регистрации в системе индивидуального (пенсионного) страхования в электронном виде или на бумажном носителе. Форма уведомления утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда от 13.06.2019 № 335п. Стоит сказать, что в ней содержатся те же сведения, что и в пластиковой карточке, а именно:
-
страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
-
фамилия, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица;
-
дата рождения;
-
место рождения;
-
пол;
-
дата регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
В связи с этими нововведениями у компаний появились вопросы. На часть из них специалисты Пенсионного фонда ответили в письме от 28.06.2019 № 09-19/13246.
Регистрация через работодателя по-прежнему есть
Некоторые организации после прочтения новой редакции Закона № 27-ФЗ решили, что теперь какого-либо посредничества работодателя в получении работниками СНИЛС не предусмотрено. Дело в том, что теперь в законе не упоминается о том, что работник может получать какие-либо документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, по месту работы. Также законом не предусмотрена и обязанность работодателя выдавать работнику такие документы. Более того, в ст. 14 и 16 Закона № 27-ФЗ прямо сказано, что рассматриваемые документы направляются работнику территориальными органами ПФР по его запросу.
Специалисты Пенсионного фонда по этому поводу сообщили, что физическое лицо может подать заявление об открытии индивидуального лицевого счета лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона № 27-ФЗ).
Как таковой формы такого заявления нет. Оно представляется в территориальный орган ПФР посредством заполнения анкеты по форме АДВ-1 с описью документов по форме АДВ-6-1 (утверждены постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 2п). Именно такое правило предусмотрено в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее — Инструкция).
Обратите внимание: если анкета представляется через работодателя, то правильность указанных в ней сведений заверяется личной подписью гражданина. Если гражданин не имеет возможности лично заверить анкету по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или по иной причине, организация указывает эту причину в анкете и заверяет ее (п. 8 Инструкции).
Территориальный орган ПФР должен принять решение об открытии лицевого счета в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты. О результатах регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионный фонд информирует физическое лицо способом, указанным в обращении, путем направления документа, подтверждающего регистрацию и содержащего сведения о СНИЛС (ст. 16 Закона № 27-ФЗ).
Исходя из приведенных положений, специалисты Пенсионного фонда сделали следующий вывод. В случае подачи физическим лицом заявления через работодателя информирование, а также выдача ему документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, осуществляется через указанного работодателя. То есть именно работодатель должен получить уведомление и передать под роспись работнику (ст. 15 Закона № 27-ФЗ).
Нюансы для дистанционных работников
Как мы уже выяснили, при первичном трудоустройстве гражданина без СНИЛС зарегистрировать его в системе индивидуального (персонифицированного) учета должен работодатель (ст. 65 ТК РФ). Однако в ст. 312.2 ТК РФ, устанавливающей правила взаимоотношений работодателя и дистанционного работника, сказано, что в случае заключения трудового договора о дистанционной работе путем обмена электронными документами с лицом, впервые заключающим трудовой договор, данное лицо получает СНИЛС, в том числе в форме электронного документа, самостоятельно. Означает ли это, что для дистанционных работников сделано исключение и они получают СНИЛС только сами?
По мнению специалистов Пенсионного фонда, при заключении работником трудового договора впервые на бумажном носителе либо путем обмена электронными документами, по выбору работника открытие индивидуального лицевого счета может быть осуществлено как самостоятельно, так и через его работодателя. Данная позиция аргументируется так.
Индивидуальный лицевой счет открывается в том числе на основании заявления физического лица, поданного им лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст. 6 Закона № 27-ФЗ). То есть никаких исключений для дистанционных работников в этой норме не предусмотрено. Получается, что оформить СНИЛС дистанционный работник может и через работодателя.
Но здесь возникает еще один вопрос: как в этом случае дистанционный работник заверит анкету? Ведь он может находиться за тысячи километров от работодателя.
За ответом на этот вопрос специалисты Пенсионного фонда обратились к уже упоминавшемуся нами п. 8 Инструкции. В нем сказано, что если по какой-то причине работник не имеет возможности лично заверить анкету, работодатель заверяет ее сам с указанием причины.
Принять к сведению
Ранее выданные пластиковые карточки зеленого цвета продолжают действовать, обмену не подлежат и идентичны новым документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Основание — ст. 7 Федерального закона от 01.04.2019 № 48-ФЗ.
Так что если физическое лицо при приеме на работу предъявило работодателю старое страховое свидетельство, выданное до 1 апреля 2019 г., тот обязан его принять.