Сентябрьский индекс потребительских настроений, представленный Центральным банком, оказался самым высоким с июня прошлого года и составил 93 п. (в июле-августе он находился в интервале 90—91 п.). Причем рост наблюдался во всех его компонентах. Вместе с тем медианная оценка ожидаемой гражданами в ближайшие 12 месяцев инфляции продолжила снижаться (на 0,2 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем), обновив минимальное значение с июня 2018 г.
В первом месяце осени индекс потребительских настроений увеличился, приблизившись к максимальному значению с июня прошлого года, и составил 93 п. (в июле-августе он колебался в интервале 90—91 п.). При этом рост наблюдался во всех его компонентах. Так, улучшились оценка текущего роста материального положения и его ожидания. Одновременно до минимума с конца 2014 г. снизилась доля респондентов, считающих текущее время неподходящим для крупных покупок, что дополнительно подтверждается растущей частотой их совершения.
Позитивный тренд потребительских настроений сопровождается (и во многом стимулируется) картиной инфляции. Медианная оценка наблюдаемой населением инфляции за последние 12 месяцев, согласно опросу, проводимому ООО «инФОМ» по заказу Банка России, в сентябре почти не изменилась (9,9% после 10% месяцем ранее). Ее уровень сохранился вблизи нижней границы интервала, в котором она находится с июня прошлого года (9,9—10,6%).
Медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции продолжила снижаться (на 0,2 п.п. по сравнению с предыдущим месяцем, до 8,9%), обновив минимальное значение с июня 2018 г. Правда, ожидаемая инфляция все еще выше, чем минимальные значения первой половины 2018 г.
Инфляционные ожидания россиян, имеющих сбережения, остались ниже, чем тех респондентов, у кого сбережений нет. При этом разрыв между ожиданиями в этих группах в последние месяцы снизился. Оценка ожидаемой инфляции гражданами без сбережений практически достигла уровней первой половины прошлого года. В то время как для респондентов со сбережениями текущий уровень остается выше значений того периода.
Оценки наблюдаемой инфляции по группам респондентов изменились одинаково. Ее уровень для подгруппы без сбережений выше, чем для подгруппы со сбережениями.
На постепенное снижение инфляционных ожиданий указывает также динамика ответов на другие вопросы про инфляцию в будущем. Так, в сентябре снизилась доля участников опроса, ожидающих ускорения инфляции в ближайшие 12 месяцев, и выросла доля респондентов, ожидающих ее замедления. Более оптимистичными стали ожидания инфляции и в трехлетней перспективе. В целом все упомянутые показатели находятся в середине диапазонов, установившихся с начала текущего года.
Оценка инфляционных ожиданий домохозяйств на ближайшие 12 месяцев, рассчитываемая Банком России с использованием данных опросов ООО «инФОМ», в сентябре продолжила снижаться и достигла 4,3% (в июле — 5,2%).
Восприятие респондентами роста цен на отдельные товары и услуги изменялось слабо и разнонаправленно. Более всего возросла частота упоминаний удорожания одежды и обуви, а также детских товаров, что, вероятно, связано с увеличившейся частотой покупок этих изделий в преддверии нового учебного года. Слабое снижение инфляционных ожиданий, несмотря на замедление фактической инфляции, говорит об их незаякоренности на цели Банка России и указывает на сохраняющиеся инфляционные риски.
Диапазон прогнозов инфляции на конец декабря 2019 г., сделанных профессиональными аналитиками, практически не изменился, составив в августе 4—4,3%. Среднесрочные инфляционные ожидания профессиональных аналитиков остаются заякоренными на цели Банка России.
Наконец, Банк России ожидает, что с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция будет вблизи 4%.