Запланированный к старту 15 июля эксперимент по маркировке молочной продукции по факту не был начат. Об этом сообщил Национальный союз производителей молока (Союзмолоко). Методические рекомендации к проведению эксперимента не утверждены и не согласованы ни с Министерством сельского хозяйства РФ, ни с бизнес-сообществом. По предварительным оценкам, совокупные единовременные инвестиции молочных заводов составят около 25 млрд руб., а ежегодные затраты — около 20 млрд руб. При этом чистая прибыль отрасли за 2018 г. составила 35 млрд руб.
Молочная продукция включена в Перечень отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, распоряжением Правительства РФ от 13.07.2019 № 1533-р, с указанием, что срок введения обязательной маркировки будет определен по результатам эксперимента. Вместе с тем для оценки необходимости введения обязательной маркировки для конкретной группы товаров международными договорами (ЕАЭС) и законодательством РФ предусмотрено проведение анализа целесообразности.
Производители против двойного контроля
Официально пилот стартовал 15 июля т. г. и продлится до 1 марта 2020 г., но, по словам участников рынка, фактически система так и не заработала. Оператор пилотного проекта по маркировке молока Центр развития перспективных технологий не согласен с отрицательной оценкой эксперимента.
«Начавшийся в июле этого года эксперимент проходит успешно. В нем участвуют более 30 производителей готовой молочной продукции», — сказал руководитель товарной группы Молоко ЦРПТ Алексей Сидоров. По его словам, в настоящее время ведутся обследования производственных площадок участников для оценки необходимых изменений с введением маркировки, совместно с отраслью формируются методически рекомендации.
Так или иначе, оценка целесообразности промышленной эксплуатации пилотного проекта пока не проводилась. Однако власти уже решили, что всеобщая маркировка готового молока стартует 1 июня 2020 г. 25 сентября на заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции был одобрен проект распоряжения Правительства РФ о внесении готовой молочной продукции в список обязательных для чипирования товаров.
«Союзмолоко глубоко возмущен полным игнорированием законодательных норм для оценки введения еще одной системы прослеживаемости», — говорится в заявлении отраслевого объединения. Эксперты напомнили, что с 1 июля 2019 г. внедряется система прослеживаемости молочной продукции от «поля до прилавка» на базе ФГИС «Меркурий». Ранее говорилось, что две системы будут интегрированы между собой. До сих пор технологических решений по объединению не разработано, а значит, отраслевым предприятиям придется работать в интерфейсах двух систем.
Производители считают, что введение обязательной маркировки молочной продукции дополнительно к уже внедряемой системе прослеживаемости может стать избыточной мерой противодействия нелегальному обороту продукции. Доля контрафакта на молочном рынке, по оценке производителей, составляет всего 0,01%. Внедрение одновременно двух систем прослеживаемости для социально значимой отрасли, характеризующейся сложными бизнес-процессами, станет двойным обременением для предприятий, рынка и в конечном итоге потребителя.
Расходы лягут на покупателей
По мнению профессионального сообщества, положительный результат от введения маркировки молочной продукции с финансовой точки зрения нужно сопоставить с затратами бизнеса. С такой просьбой Союзмолоко обратился к главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву и главе Минпромторга Денису Мантурову.
По мнению союза, положительным результатом эксперимента, который будет свидетельствовать о реальной необходимости введения маркировки в отрасли, должно считаться существенное сокращение объемов незаконного оборота молочной продукции, повышение собираемости налогов и пошлин, а также контроль конкурентной среды. Именно эти цели были указаны в Концепции создания системы.
«Мы считаем важным закрепить, что при анализе целесообразности введения, по сути, дублирующей системы маркировки нужно учитывать только тот вклад в снижение объемов нелегального оборота молочной продукции и достижение других целей, который введение системы маркировки даст дополнительно к эффекту, ожидаемому от полноценного внедрения системы прослеживаемости на базе ФГИС „Меркурий“», — подчеркнул генеральный директор Союзмолоко Артем Белов. По его мнению, только такой подход позволит объективно оценить целесообразность внедрения столь дорогостоящей системы для бизнеса.
По предварительным оценкам Союзмолоко, совокупные единовременные инвестиции составят для отрасли около 25 млрд руб., а ежегодные затраты — около 20 млрд руб. При этом чистая прибыль всей отрасли, по оценкам Росстата, составила в 2018 г. 35 млрд руб. В условиях продолжающегося на протяжении пяти лет снижения доходов населения рост себестоимости молочной продукции крайне негативно скажется как на рынке в целом, так и на уровне потребления такой социально значимой группы товаров.
Отрицательно к введению маркировки относится и руководство другой отраслевой организации. «На мой взгляд, Минпромторг и Минэкономразвития пытаются при помощи маркировки ограбить отрасль, имеющую самую маленькую маржинальность», — заявила руководитель Молочного союза России Людмила Маницкая в ходе Молочного бизнес-форума в Сочи (цитата The DairyNews).
По данным Молочного союза России, оборудование для маркировки готовой продукции сегодня в стране не выпускается. Расчет на основе работы УОМЗ им. Верещагина показал, что затраты только на маркировку без учета покупки оборудования составят порядка 115 млн руб. в год.
К сведению
Рост себестоимости молока сдерживает подешевевший корм
По предварительным данным, прирост операционной себестоимости производства молока в августе 2019 г. составил около 1,5%. Для сравнения — в августе 2018 г. этот показатель составлял более 4%.
В этом сезоне сдерживающими факторами роста стали удешевление кормовой базы (фуражное зерно, жмыхи) и дизельного топлива, а также менее выраженное подорожание комбикормов. Но при этом совокупные производственные затраты все же увеличивались за счет повышения стоимости электроэнергии, роста уровня оплаты труда (сказывается в том числе сезонный рост выплат из-за периода отпусков) и ослабления рубля относительно ведущих мировых валют.
Рост себестоимости в 2019 г. после весеннего снижения возобновился в июле. По уточненным данным, повышение составило 1,6% (цепной индекс RMCI в июле равен 101,6%). Это на 0,1 п.п. выше ранее прогнозируемого уровня, что связано с более существенным ростом зарплат в сельском хозяйстве.
Основными драйверами роста операционных затрат на производство молока стали уровень оплаты труда, электроэнергия и минеральные удобрения на фоне начавшегося сезонного снижения объемов производства сырого молока. Росту затрат также способствует сохранение инфляционных процессов в экономике страны.
В сравнении с началом 2017 г. операционная себестоимость производства молока в августе 2019 г. оставалась, по предварительным оценкам, на 10,6% выше (базисный индекс RMCI — 110,6%). Основными драйверами роста за рассматриваемый период выступили заработная плата, корма, девальвация национальной валюты, инфляция, дизельное топливо. При этом средние сопоставимые закупочные цены на сырое молоко за тот же период снизились на 2,1%.
По данным Росстата, в августе 2019 г. фактическая цена сельхозтоваропроизводителей на реализованное коровье молоко составила 24,4 руб./кг (без учета НДС), в третий раз подряд обновив исторический максимум для соответствующего месяца. Ранее наибольшее значение уровня цены в августе было достигнуто в 2017 г., когда средняя цена на сырое молоко составила 23,4 руб./кг.
Надои прибавляют за счет продуктивности
В январе — июле 2019 г. валовой надой молока в хозяйствах всех категорий составил 18,5 млн т и увеличился относительно уровня 2018 г. на 1,5%, в сельскохозяйственных организациях валовой надой молока увеличился на 3,1% до 10,0 млн т. Рост валового надоя обеспечен увеличением продуктивности молочного скота. Так, в январе — июле 2019 г. в сельскохозяйственных организациях надой на одну корову составил 4068 кг (+5,4% к аналогичному периоду 2018 г.).
По данным Росстата, объем промышленного производства молока, кроме сырого, в январе — июле 2019 г. составил 3105,8 тыс. т (на 1,1% ниже аналогичного периода 2018 г.), продуктов кисломолочных (кроме творога) — 1666,6 тыс. т (на 2,1% меньше), сыров — 296,5 тыс. т (на 7,1% больше), молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира, произведенных по технологии сыра, — 99,9 тыс. т (на 7,0% меньше), масла сливочного — 150,6 тыс. т (на 2,3% меньше), молока и сливок сухих — 91,6 тыс. т (на 10,2% больше).
В настоящее время отмечается рост объемов производства различных видов сыров, творога, йогуртов и иных видов продукции, чему способствует постепенное изменение потребительских предпочтений.