Работа над проектом закона о частных судебных приставах перешла в финальную стадию. Главным идеологом и разработчиком проекта выступает Торгово-промышленная палата РФ. На прошлой неделе состоялось очередное обсуждение текста законопроекта. После внесения итоговых правок проект закона будет направлен в Минюст России, где планируется создание рабочей группы для дальнейшей доработки законопроекта.
На совместном заседании Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике и Комиссии по финансовой безопасности ТПП РФ, которое состоялось 1 октября текущего года в Москве, эксперты обсудили проект федерального закона «О негосударственных судебных исполнителях». Законопроект разработан ТПП РФ как упредительная мера на случай возможного долгового кризиса в России. Документ призван регулировать взыскание просроченной задолженности исключительно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как отметили в ТПП РФ, Комиссия по финансовой безопасности Палаты, чьи специалисты в основном разрабатывали законопроект, провела анализ текущей ситуации в области просроченной задолженности юрлиц (а она сейчас достигла критической массы — 6 трлн руб.). Была сделана оценка зарубежного опыта по созданию схожих структур, изучено современное законодательство, касающееся взыскания. Кроме того, прошло много встреч и заседаний по выработке позиций, нашедших свое отражение в данном законопроекте, в том числе с Минюстом и представителями ФССП.
Принципиальный момент при работе над проектом, и это особо подчеркивают его авторы, в том, что новый проект закона не противопоставляет государственную и частную системы взыскания — они призваны дополнять друг друга. По замыслу создателей, у кредиторов сохранится право выбора — обратиться к государственным приставам или негосударственным.
Законопроект установит общие требования к профессиональной этике частного судебного исполнителя, а также меры дисциплинарной ответственности за нарушение данных правил.
Новая система взыскания предполагает процентное вознаграждение частных приставов от суммы взысканных средств. Это кардинально отличается от окладной системы оплаты в Федеральной службе судебных приставов. Предполагается, что работа «на проценте», с одной стороны, будет стимулировать приставов на более качественную работу, а с другой — обеспечит достаточно привлекательное вознаграждение в случае успешного взыскания. Однако планируется установить верхнюю планку ограничения по вознаграждению негосударственных судебных исполнителей. Ее размер и формула расчета обсуждаются.
Еще один принципиальный момент — законопроект не регулирует коллекторскую деятельность и никак не касается этой отрасли. Негосударственные судебные исполнители будут работать исключительно с юридическими лицами. Функционал коллекторов по взысканию долгов с физлиц к новому институту переходить не будет.
Планируется, что регламентировать деятельность приставов будет Минюст, а также национальная и региональные палаты негосударственных судебных исполнителей, отчитываться новая структура будет также перед Минюстом.
При этом законопроект особо оговаривает, что частное судебное исполнение нельзя считать предпринимательской деятельностью. Стать частным приставом сможет гражданин в возрасте от 25 до 75 лет с высшим юридическим образованием, сдавший квалификационный экзамен. Негосударственный пристав будет работать только с теми должниками, которые зарегистрированы в границах субъекта России, где зарегистрирован он сам, однако исполнительные действия пристав сможет проводить на всей территории РФ, в зависимости от местонахождения имущества должника. Количество должностей частных судебных приставов будет ограниченным. Единый Реестр частных приставов и их территориальная принадлежность будут размещены в общем доступе. Предполагается, что число вакансий определит Министерство юстиции вместе с Федеральной службой судебных приставов и Федеральной палатой частных судебных исполнителей.
В ТПП прогнозируют, что принятие законопроекта возможно не ранее 2022 г.