Небольшой шаг к зоне благоприятного делового климата сделала в III квартале сфера услуг. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сервисной отрасли «прибавил в весе» 1 п.п. и составил –3%. Небольшой рост Индекса обеспечило незначительное улучшение двух его компонентов — балансов предпринимательских оценок фактического изменения спроса на оказываемые услуги и экономического положения сервисных фирм. Третий компонент ИПУ — баланс оценок ожидаемого изменения спроса — сохранил значение предыдущего квартала.
Благоприятный деловой климат в III квартале 2019 г., исходя из результатов обследования Росстата, сложился в страховом, гостиничном и туристическом бизнесе, что подтверждается положительным значением ИПУ. Нейтральная конъюнктура (нулевое значение Индекса) наблюдалась в сегменте оказания санаторно-курортных услуг.
Максимальное количество негативных оценок было получено от предпринимателей, оказывающих риелторские услуги и занятых ремонтом предметов личного потребления. При этом уверенность менеджеров, занятых оказанием риелторских услуг, снизилась почти до параметров кризисных 2015—2016 гг.
Баланс оценок изменения спроса на услуги в июле — сентябре составил –10%, что на 1 п.п. лучше значения предыдущего квартала. Наиболее часто о снижении востребованности услуг сообщали руководители риелторских компаний и организаций по ремонту предметов личного потребления.
Баланс оценок изменения числа заключенных договоров (количества обслуженных клиентов), как и кварталом ранее, составил –9%. Согласно обобщенным мнениям респондентов, наиболее интенсивный отток клиентов наблюдался опять-таки в сегменте оказания риелторских услуг.
Предпринимательские оценки изменения занятости в организациях сферы услуг практически не меняются на протяжении последних трех лет. Три четверти респондентов регулярно сообщают о сохранении численности работников на уровне предыдущего квартала, 8—10% — о расширении, и 15—17% — о сокращении штатов.
Пессимистично оценили предприниматели финансовые результаты деятельности своих компаний. Так, баланс оценок изменения объема полученной прибыли составил –17%, что на 1 п.п. меньше значения предыдущего квартала.
Максимальное число негативных мнений было получено от руководителей риелторских фирм и организаций пассажирского транспорта: баланс оценок в этих сегментах достиг –22 и –20% соответственно.
Индекс предпринимательской уверенности в различных видах услуг в III квартале 2019 г., балансы, %
Вид услуг |
Значение |
Страхование |
–4 |
Туристические услуги |
3 |
Услуги гостиниц |
–3 |
Услуги связи |
–2 |
Стоматологическая практика |
–3 |
Техобслуживание и ремонт автотранспорта |
–3 |
Деятельность в области культуры, спорта и развлечений |
–4 |
Рекламные услуги |
–6 |
Прочие персональные услуги |
–6 |
Услуги ломбардов |
–7 |
Пассажирский транспорт |
–7 |
Ремонт предметов личного потребления |
–9 |
Риелторские услуги |
–11 |
Источник: Росстат, ВШЭ |