Федеральная резервная система США возвращается в режим «количественного смягчения», считают многие финансовые аналитики, хотя американские чиновники предлагают другие термины. Дискуссия разгорелась после выступления в Денвере главы Федрезерва Джерома Пауэлла.
Джером Пауэлл заявил, что ФРС рассматривает возможность возобновить выкуп с рынка американского государственного долга.
До сих пор это привыкли называть QE, но Д. Пауэлл избегает старого термина.
Новые меры по увеличению баланса, по его словам, призваны ликвидировать кризис на американском денежном рынке, который в сентябре столкнулся с острой нехваткой ликвидности и взлетом ставок до 8—10% годовых.
Агентство Bloomderg напоминает, что, реагируя на шок, ФРС возобновила операции репо, закачав в систему 185 млрд долл. в виде кредитов на срок от одного до 14 дней. Д. Пауэлл говорит: «Ясно, что без достаточного количества резервов в банковской системе даже обычное повышение спроса на ликвидность может приводить к нестандартным движениям ставок рынка». Потому ФРС и рассматривает возможность выкупа с рынка краткосрочных казначейских облигаций (bills). Они составляют около 15% рынка госдолга США — 2,5 трлн долл. из 16,8 трлн долл. — и используются Минфином для оперативного управления ликвидностью бюджета. С помощью векселей можно максимально дешево занять на короткий срок (от 4 до 26 недель), а в случае необходимости погасить этот долг, сократив объемы аукционов.
Д. Пауэлл добавил: «Я хочу подчеркнуть, что увеличение нашего баланса для управления резервами банков ни в коем случае не следует путать с программами масштабного выкупа активов, которые применялись после финансового кризиса».
Аналитики ему не верят.
«Глава ФРС настаивает, что операции не являются запуском четвертого раунда количественного смягчения, но ведь это оно и есть, не так ли?» — цитирует Bloomberg экономиста ING Роберта Карнелла. А главный советник по экономике Allianz Мохаммед эль-Эриан выражается в таком духе: можно называть это мини-QE, QE-лайт или «теневое QE» — суть не меняется: Федрезерв выкупает с рынка американские облигации за счет эмиссии доллара, монетизируя дефицит бюджета США.
Аналитики Райффайзенбанка пишут: «Мы имеем в чистом виде программу QE (запуск „печатного станка“), которую ФРС теперь не хочет так называть, по-видимому, чтобы не пугать участников финансового рынка тем, что где-то есть серьезные проблемы, которые по-другому никак нельзя решить».
По мнению экспертов российского банка, нависшие над США проблемы обусловлены огромным долгом, прежде всего корпоративного сектора (рост которого все эти годы после кризиса 2008 г. существенно опережал темп роста номинального ВВП), а также текущим пиком экономической «формы», что вместе с нарушением экономических связей (конфликты с торговыми партнерами) будет усиливать надвигающийся спад экономики и, возможно, приведет к рецессии. Политика нулевых процентных ставок (отказ от контрциклической модели управления монетарной политикой, согласно которой сейчас нужно повышать ключевую ставку) позволит отсрочить последствия проблемы накопленного долга (которые могут быть тяжелыми).
Операции начнутся до конца года, вероятно, в ноябре, прогнозируют Nordea, Goldman Sachs и JP Morgan. По оценке GS, их объем составит около 15 млрд долл. в месяц. И консенсус рынка заключается в том, что политика QE становится бессрочной.
За последние 11 лет центробанки развитых стран «напечатали» в сумме больше 16 трлн долл. В результате эта политика превратилась в «монетарный эквивалент опиума», меры, запущенные на пике финансового кризиса, стали «привычкой, от которой крайне трудно отказаться», несмотря на то, что их эффективность падает, говорит Р. Карнелл из ING.