Кабмин намерен утроить количество газовых заправок и транспорта, работающего на газомоторном топливе. Об этом сообщил заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын на отраслевом совещании в рамках Российской энергетической недели. Стимулировать переход к газомоторному топливу помимо мер господдержки будут дополнительные ограничения для владельцев транспорта, например введение экологических зон внутри города.
Заседание прошло под руководством заместителя председателя правительства Дмитрия Козака. В своем выступлении он напомнил, что в целях повышения конкурентоспособности транспортной отрасли и улучшения экологии в 2019 г. начался новый этап развития ГМТ — реализация стратегии опережающего развития сети газомоторных заправочных станций, которая позволит создать необходимые условия для инвестиций в расширение парков машин на газомоторном топливе.
В настоящее время для этого разработана полноценная программа, в том числе «дорожная карта» и параметры финансирования 27 регионов до 2024 г. «Мы планируем достичь опережающего развития за счет господдержки, однако поступательное развитие сети в регионах, не попавших в число приоритетных по „дорожной карте“, не должно прекращаться. В ближайшие пять лет 50 млрд руб. будут направлены на переоборудование существующего транспорта и расширение линейки новой техники, поддержку спроса на газомоторные автомобили и строительство новых заправочных станций», — отметил А. Инюцын.
Замминистра подчеркнул, что в качестве ключевых целевых показателей регионов будет учитываться количество заправочных станций и транспорта на газомоторном топливе.
По расчетам Аналитического центра при Правительстве РФ, экологичность автотранспорта в России растет. «В 2010 г. на одно транспортное средство приходилось 5,6 тыс. т выбросов CO2 в год, в 2017 г. — уже 4,8 т», — заявил эксперт аналитического центра Григорий Микрюков, выступая на Московском международном форуме автомобилестроения (IMAF).
Несмотря на значительный рост парка автотранспортных средств за последние годы (+31% с 2010 г.), средний объем выбросов диоксида углерода на единицу автомобиля наблюдается в целом по миру. Это происходит благодаря значительному росту продаж более экологичных автомобилей (с более высоким экологическим классом двигателя, электромобилей, автомобилей на газомоторном топливе) и ужесточению экологических норм в ряде развитых странах.
По данным Европейской комиссии и МЭА, выбросы парниковых газов со стороны мировой экономики в 2017 г. выросли на 1,3% до 50,9 млрд т в эквиваленте CO2. При этом выбросы непосредственно диоксида углерода составили 37,1 млрд т, или 73% в общем объеме мировых выбросов парниковых газов антропогенного характера. 18% объема выбросов углекислого газа приходятся на автотранспорт. Основные страны-загрязнители — США, ЕС и Китай, так как именно на них приходится значительная часть мирового автопарка.
Для России проблема выбросов CO2 со стороны транспорта не актуальна: по сравнению с 2010 г. объем выбросов автотранспорта вырос на 1%, тогда как парк — на 33%. По удельным показателям относительно диоксида углерода российский транспорт лучше мировых, однако серьезной проблемой являются выбросы других загрязняющих веществ — угарного газа и диоксида азота. Здесь по удельным показателям российский парк, а значит и качество воздуха в наших городах, в разы отстает от мирового уровня.
Г. Микрюков сообщил, что реализация в России экологической политики приведет к более жестким требованиям в отношении выбросов, что потребует от автовладельцев изменения привычных моделей поведения, а от автопроизводителей — новых решений. Например, введение экологических зон внутри города будет стимулировать переход на газомоторное топливо и электротягу.