Законодатели внесли в правила расчета налога на имущество весьма неоднозначную поправку. Из дословного ее прочтения получается, что перечень объектов, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, фактически становится открытым. Но это не все нововведения. Есть достаточно значимые изменения для транспортного и земельного налогов. Подробности — в нашем материале.
Все рассматриваемые новации внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее — Закон № 325-ФЗ). Большинство из них вступают в силу уже со следующего года. Так что бухгалтерам не стоит откладывать изучение поправок в долгий ящик.
Изменения для налога на имущество
Начнем с самой нашумевшей поправки, которая вызвала бурное обсуждение в профессиональном сообществе.
Расширение перечня «кадастровой» недвижимости или спецпоправка для банков?
Перечень объектов недвижимости, по которым налог рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, установлен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. Закон № 325-ФЗ изложил в новой редакции подп. 4 указанной нормы, которая начнет применяться с 1 января 2020 г. Согласно ей налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении иных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ, не предусмотренных в подп. 1—3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Обратите внимание: если у таких объектов нет кадастровой стоимости, то налог (авансовые платежи) рассчитывается в общем порядке (новый подп. 2.2 п. 12 ст. 374 НК РФ).
Итак, новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ отсылает нас к положениям главы 32 НК РФ, устанавливающей правила для налога на имущество физических лиц. Согласно п. 1 ст. 401 этой главы объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц признается следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Как видите, перечень объектов здесь открытый. Означает ли это, что и для налога на имущество организаций перечень объектов налогообложения становится открытым? Идет ли в этой норме речь только об объектах недвижимости, принадлежащих физическим лицам, или обо всех объектах, у которых есть кадастровая стоимость?
Стоит отметить, что специалисты Минфина России достаточно оперативно выпустили разъяснения по применению рассматриваемого нововведения. В письме от 02.10.2019 № 03-05-04-01/75869 финансисты сообщили следующее.
С 1 января 2020 г. расширяется перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых законами субъектов РФ могут быть установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций. Так, согласно новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ к объектам недвижимого имущества, подлежащим налогообложению по кадастровой стоимости, могут быть отнесены не только административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, объекты недвижимого имущества отдельных иностранных организаций, но и иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ. При этом к указанным видам объектов могут относиться жилые дома, квартиры, комнаты, гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, а также иные здания, строения, сооружения, помещения (например, садовые дома, хозяйственные строения, расположенные на садовых или приусадебных участках, здания и сооружения определенных видов и т.п.).
Данные разъяснения налоговая служба довела до нижестоящих налоговых органов (письмо ФНС России от 03.10.2019 № БС-4-21/20087@).
Между тем в заключении Правового управления Аппарата Совета Федерации на данный законопроект сказано следующее: «Законом расширяется перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций. Теперь будет облагаться налогом в том числе недвижимое имущество, полученное кредитными организациями в результате обращения взыскания на предмет залога или в качестве отступного по кредитным обязательствам заемщиков».
Получается, что рассматриваемое нововведение имеет узкоспециализированную направленность? Но из дословного прочтения новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ это прямо не следует. Поэтому возможен риск того, что на практике налоговые органы будут требовать уплаты налога со всего имущества, у которого есть кадастровая стоимость.
Объекты налогообложения детализированы
Закон № 325-ФЗ изложил в новой редакции п. 1 ст. 374 НК РФ. Со следующего года объектами налогообложения налогом на имущество признаются:
-
недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств по правилам бухгалтерского учета, налоговая база по которому определяется исходя из среднегодовой стоимости (новый подп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ);
-
недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, налоговая база по которому определяется исходя из его кадастровой стоимости (подп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ).
При этом в обоих случаях законодатели предусмотрели исключения в виде ст. 378 и 378.1 НК РФ, в которых установлены особенности налогообложения имущества при передаче его в доверительное управление и при исполнении концессионного соглашения.
Кроме того, законодатели перенесли в новый подп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ положение о том, что в целях налога на имущество иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения по правилам российского законодательства о бухгалтерском учете. Ранее это было прописано в п. 2 ст. 374 НК РФ. При этом п. 2 и 3 ст. 374 НК РФ, в которых установлен порядок налогообложения для иностранных компаний, со следующего года признаются утратившими силу. Напомним, что сейчас для иностранных организаций с постоянным представительством в РФ объектом налогообложения признается:
-
недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств (при этом инофирмы ведут учет объектов по правилам российского бухучета);
-
недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.
Если же у иностранной компании нет представительства в РФ, то объектом налогообложения признается:
-
недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности;
-
недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.
Получается, что с 1 января 2020 г. иностранные компании будут руководствоваться общими правилами. Ведь из п. 1 ст. 374 НК РФ исключено упоминание о том, что правила определения объекта налогообложения распространяются только на российские организации.
Ставки налога откорректированы
На сегодняшний день для объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать 2%. Это предусмотрено в п. 1.1 ст. 380 НК РФ. Законодатели дополнили указанную норму исключениями. Данное правило со следующего года не будет применяться в отношении:
-
объектов магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия;
-
объектов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства и необходимых для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов (газодобычи, производства и хранения гелия);
-
железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Поправки для транспортного и земельного налогов
Сроки уплаты — строго по НК РФ
Данные поправки касаются как транспортного, так и земельного налогов. С 1 января 2021 г. организации, владеющие транспортными средствами или землей, должны будут уплачивать соответствующие налоги в сроки, установленные Налоговым кодексом.
Транспортный налог относится к региональным налогам, а земельный — к местным налогам. Соответственно, первый вводится в действие законами субъектов РФ, а второй — нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Сейчас установление сроков уплаты этих налогов дано на откуп региональным и местным властям. Это прямо предусмотрено в ч. 2 ст. 356 и п. 2 ст. 387 НК РФ.
С 1 января 2021 г. из указанных норм Кодекса исчезнет право региональных и местных властей самостоятельно вводить сроки уплаты налогов. Согласно новой редакции п. 1 ст. 363 НК РФ организации будут уплачивать транспортный налог в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи — в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Аналогичные сроки установлены и для земельного налога (новая редакция п. 1 ст. 397 НК РФ).
Налоговая база для водных буксируемых средств
Откорректирован порядок определения налоговой базы по транспортному налогу в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость. Согласно действующей редакции подп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ для таких транспортных средств налоговая база равна валовой вместимости в регистровых тоннах. С 1 января 2020 г. налоговая база по указанным объектам будет определяться как валовая вместимость. Дело в том, что на практике данный показатель может быть установлен не только в регистровых тоннах, но и в других единицах.
Соответственно, со следующего года налоговая ставка по водным несамоходным (буксируемым) средствам будет установлена в зависимости от валовой вместимости на одну регистрационную тонну или одну единицу валовой вместимости, в случае если валовая вместимость определена без указания размерности. Такая поправка внесена в п. 1 ст. 361 НК РФ.
Ставки по земельному налогу
С 1 января 2020 г. ставка налога в размере 0,3% по земельным участкам, которые приобретены для жилищного строительства, не будет применяться, если такая земля используется в предпринимательской деятельности. Это предусмотрено новой редакцией подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ. То есть в отношении указанных земельных участков будет использоваться ставка 1,5%.
Кроме того, со следующего года дифференцированные налоговые ставки будут устанавливаться только в зависимости от земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Соответствующая поправка внесена в п. 2 ст. 394 НК РФ. Напомним, что сейчас дифференцированные налоговые ставки могут вводиться и в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ.
Контроль за использованием сельхозземель
С 1 июля 2020 г. вводится обязанность органов, осуществляющих государственный земельный надзор, представлять в налоговые органы сведения о неиспользовании по целевому назначению земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и предназначенных для сельскохозяйственного производства. Сведения должны быть переданы налоговикам в течение 10 дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу.
Данная поправка содержится в новом п. 18 ст. 396 НК РФ. По мнению законодателей, нововведение даст возможность применять повышенные налоговые ставки земельного налога в отношении указанных земель.
Напомним, что в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, применяется ставка 0,3%. Со следующего года в случае неиспользования сельхозземель по назначению налоговики смогут применить ставку 1,5%.
Обратите внимание: от повышенной ставки можно и уйти, если устранить факт указанного нарушения. В этом случае органом, осуществляющим государственный земельный надзор, в течение 10 дней будут переданы в налоговые органы соответствующие сведения. Такой порядок прописан в том же п. 18 ст. 396 НК РФ.
Комментарии экспертов
Ольга Пономарева, управляющий партнер Юридического Бюро «Пронина, Пономарева и партнеры»
С учетом трендов налогового администрирования и необходимости пополнять бюджет думаю, что цель нововведений именно в возможности расширить количество объектов, которые облагаются налогом на имущество исходя из их кадастровой стоимости. Так что налог будут требовать платить с недвижимости, которая принадлежит компании, при этом перечень объектов такого имущества станет, по сути, открытым, так как его дополнили ссылкой на недвижимость, с которой платят налог физические лица.
Иными словами, если у компании будут такие же объекты, как и у физических лиц, — жилье, гаражи, незавершенное строительство и какие-либо еще здания, с них могут посчитать налог по кадастровой стоимости. Движение в сторону того, что все объекты, имеющие кадастровую стоимость, должны облагаться именно исходя из ее значений, очевидно.
Дмитрий Кириллов, адвокат, партнер практики налоговых споров «МЭФ Аудит», преподаватель программы дополнительного образования Blockchain Lawyers
На мой взгляд, отсылка в новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ к положениям главы 32 НК РФ, а именно к ст. 401 НК РФ с ее открытым перечнем объектов, расширяет список объектов, облагаемых налогом на имущество организаций. Это уже подтвердил Минфин России в письме от 02.10.2019 № 03-05-04-01/75869. Как следствие, налоговое бремя налогоплательщиков — юридических лиц увеличится.
Отдельно следует отметить наличие в этом перечне объектов незавершенного строительства. Сейчас такие объекты не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций (такую позицию выражает Минфин России, например, в письме от 17.04.2017 № 03-05-05-01/22623), если только степень готовности не оспаривалась налоговыми органами. Новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ позволит начислять налог и на такие объекты, что создает дополнительный риск для организаций в свете возможности определить кадастровую стоимость таких объектов согласно приказу Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514, вступившему в силу в марте 2019 г.
Риск расширительного толкования законодательных норм существует всегда, точку в этом вопросе чаще всего ставит суд.
Что касается «воли законодателя», выраженной в заключении Правового управления Аппарата Совета Федерации, новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ вполне может иметь в том числе и озвученный в заключении экономический смысл дополнительного налогового бремени для кредитных организаций. Существующая редакция этой нормы говорит об исчислении налога по кадастровой стоимости только в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств. Отсылка к ст. 401 НК РФ позволяет исчислить таким же способом налог в отношении иных объектов (жилой дом, в том числе дачные постройки, гараж, машино-место и т.д.), которые традиционно не используются бизнес-субъектами, но могут приобретаться, например, банками в случае дефолта заемщиков — физических лиц.