Родители малолетних детей — категория граждан, к которым работодателям следует относиться с осторожностью. Если речь идет о работнике, в одиночку воспитывающем ребенка, компании следует помнить, что законодатель предоставляет такому сотруднику дополнительные гарантии на случай его увольнения, в том числе в связи с сокращением штата. О том, как работают гарантии для одиноких матерей в случае сокращения штата, какие позиции занимают суды, рассматривая подобные споры, и какие процедурные моменты следует учитывать работодателю, читайте в материале.
Известно, что российское законодательство по общему правилу не разрешает расторгать трудовые договоры с работниками, если речь идет об одиноких матерях. Исключениями являются лишь некоторые случаи: ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, неисполнения или грубого нарушения трудовых обязанностей, утраты доверия, конфликта интересов, совершения аморального поступка, предоставления подложных документов при заключении трудового договора и некоторые другие. При этом следует отметить, что указанное правило распространяется не только на матерей. Так, ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса РФ запрещает расторгать по инициативе работодателя трудовой договор с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет и т.д. Кроме того, защита распространяется не только на матерей, но и на другого родителя или законного представителя ребенка, являющегося единственным кормильцем в семье.
Подобная ситуация произошла недавно в одной крупной российской FMCG-компании. Одна из сотрудниц перестала выполнять свои должностные обязанности, прямо прописанные в ее должностной инструкции. В связи с этим работодатель планировал применить к ней дисциплинарное взыскание, но для этого ему не хватило доказательств. Проанализировав ситуацию и оценив бизнес-процессы, руководство компании решило сократить соответствующую штатную единицу, распределив обязанности сотрудницы между другими работниками. В соответствии с ТК РФ сотрудницу уведомили о сокращении за два месяца и предложили имевшиеся вакансии. Сотрудница, в свою очередь, заявила работодателю, что ее нельзя сокращать, так как она является одинокой матерью, а затем заявила, что ей предлагают не все вакансии, имеющиеся в организации.
На сегодняшний день дело движется к трудовому спору, только вот финал его неочевиден. Давайте рассмотрим, кто и как определяет статус одинокой матери, что говорят суды по этому вопросу и какие нюансы надо знать, предлагая вакансии такому сотруднику при сокращении.
Кто относится к категории «одинокая мать»?
Это может показаться удивительным, но сегодня официального определения понятия одинокой матери, так же как и лица, воспитывающего ребенка без матери, нет ни в Трудовом кодексе РФ, ни в других федеральных законах. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2010 г. (утв. постановлением Президиума ВС РФ от 16.06.2010) Верховный суд указывал, что гарантии по ст. 261 ТК РФ действуют не только в отношении трудящихся матерей, но и должны предоставляться работникам, осуществляющим лично и непосредственно фактическое воспитание детей, например в случае, если мать ребенка умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, длительно отсутствует, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказалась взять своего ребенка из воспитательного, лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в иных ситуациях.
Позднее ВС РФ сделал уточнение: в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» отмечается, что одинокой матерью может быть женщина, которая в единственном лице несет родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей, родных и усыновленных, в соответствии с семейным и другим законодательством. Иными словами, это женщина, воспитывающая детей без отца, в частности в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях. Иными словами, перечень таких обстоятельств остается открытым.
Так или иначе, подтверждение статуса одинокой матери, как и одинокого отца, носит индивидуальный характер и разбирается в каждом конкретном споре. При этом суды требуют предъявить веские доказательства того, что сотрудник относится к защищенной категории. Отметим, что сами по себе развод и невыплата алиментов таковыми не являются. Рассмотрим несколько кейсов.
- Отец живет в другой стране, у него имеется задолженность по алиментам.
Пример из практики
Сотрудница обратилась в суд с иском о признании увольнения в связи с сокращением незаконным, требуя восстановить ее на работе, взыскать зарплату за время вынужденного прогула и компенсировать моральный вред. Она заявила, что является одинокой матерью, и обосновала свою позицию тем, что у нее имеется несовершеннолетний ребенок, в то время как брак с отцом ребенка расторгнут, отец живет в другой стране и имеет задолженность по алиментам.
Суд решил, что сотрудница не является одинокой матерью в том смысле, который придает этому понятию ст. 261 ТК РФ. Суд обосновал свою позицию тем, что на день увольнения в распоряжении работодателя были паспорт сокращаемой сотрудницы, свидетельство о расторжении брака и свидетельство о рождении ребенка. Других документов, которые могли бы подтвердить статус сотрудницы как одинокой матери, женщина не предоставила.
В ходе заседания к материалам дела приобщено решение о лишении отца ребенка родительских прав. Однако суд не принял это во внимание, так как на дату рассмотрения дела в суде оно еще не вступило в силу. А на момент увольнения работодатель даже не мог знать о данном решении.
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область) от 24.01.2019 по делу № 2-2-11402/2018
- Мать одна воспитывает двух несовершеннолетних детей.
Пример из практики
Уволенная в связи с сокращением сотрудница обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. По ее мнению, она является одинокой матерью, потому что у нее на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей. В качестве доказательства она представила свидетельства об их рождении. При этом других доказательств, подтверждающих, что она является единственным лицом, несущим родительские обязанности по воспитанию и развитию детей, оставшихся без отца, женщина не предоставила.
Суд пришел к выводу, что для применения в отношении нее гарантий, предусмотренных ч. 4 ст. 261 ТК РФ, оснований нет. Тем не менее требования о восстановлении сотрудницы на работе удовлетворил, поскольку работодатель, сокращая штат, не учел преимущественное по сравнению с другими работниками право истицы на оставление на работе.
Решение Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 21.11.2018 по делу № 2-2471/2018
Отметим, что анализ судебной практики апелляционной инстанции показывает, что для признания сотрудницы одинокой матерью надо предоставить суду веские доказательства того, что отец не участвует в жизни ребенка.
- Расторжение брака и раздельное проживание.
Пример из практики
Работница обратилась в суд после увольнения по сокращению штата. Она посчитала действия компании незаконными, так как является одинокой матерью, которая воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга 18.05.2015 отказал женщине в удовлетворении требований, и апелляция впоследствии согласилась с таким решением суда первой инстанции, оставив его без изменений.
Апелляционная инстанция указала, что суд правильно руководствовался положениями абз. 2 п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних». Суды обратили внимание, что сотрудница не предъявила какие-либо доказательства, которые однозначно и достоверно свидетельствовали бы о том, что она — единственное лицо, фактически осуществляющее родительские обязанности по воспитанию несовершеннолетнего ребенка. При этом лишь расторжение брака между родителями и их раздельное проживание само по себе не является обстоятельством того, что сотрудницу надо относить к категории «одинокой матери». К тому же не было никаких доказательств того, что отец ребенка уклоняется от исполнения своих родительских обязанностей.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 12.08.2015 по делу № 33-11799/2015
- Расторжение брака и задолженность по алиментам.
Пример из практики
Сотрудница обратилась в суд в связи с ее незаконным сокращением. Кроме восстановления на работе и взыскания заработка за время прогула, она также потребовала компенсировать ей расходы на оплату услуг представителя (юриста). Женщина заявила, что она — одинокая мать, так как брак с отцом ребенка расторгнут и она одна воспитывает несовершеннолетнюю дочь.
Московский районный суд г. Твери 15.07.2016 отказал ей в удовлетворении требований. Апелляция оставила решение первой инстанции без изменений.
Суд объяснил, что сотрудница не предоставила доказательств того, что является единственным лицом, осуществляющим родительские обязанности по воспитанию несовершеннолетней дочери. Расторжение брака, раздельное проживание родителей и задолженность по алиментам за прошлое время сами по себе не подтверждают обязанность относить сотрудницу к категории одинокой матери. С учетом данных обстоятельств суд пришел к выводу, что гарантии в соответствии со ст. 261 ТК РФ к женщине не применяются.
Апелляционное определение Тверского областного суда от 27.09.2016 по делу № 33-4128
Таким образом, решение об отнесении работающей женщины к категории одиноких матерей и применении к ней гарантий, установленных ч. 4 ст. 261 ТК РФ, суды принимают исходя из представленных доказательств об уклонении отца ребенка от исполнения родительских обязанностей. При этом суды, как правило, не признают право работающей женщины на использование гарантий, если в ходе разбирательства она не предоставила достаточных доказательств уклонения отца от воспитания ребенка.
Как предлагать вакансии сокращаемым сотрудницам?
Проводя процедуру сокращения, FMCG-компания из приведенного в начале статьи кейса действовала в соответствии с законодательством. В частности, сотрудницу уведомили за два месяца до расторжения трудового договора и несколько раз предлагали ей в письменном виде имеющиеся в компании вакансии. Здесь сотрудница обратила внимание на два момента:
1) предлагая вакансии, ее просили дать решение до определенной даты;
2) в каждом из предложений вакансии были разными и ей якобы предложили не все.
Приведем текст уведомления.
Цитируем документ
Согласно Уведомлению о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата, в соответствии с ч. 3 ст. 81 и ч. 1 ст. 180 Трудового кодекса РФ предлагаем Вам имеющиеся в нашей компании вакансии и просим Вас до [дата] дать решение о своем согласии или несогласии не перевод на одну из предложенных должностей.
О чем в такой ситуации говорит закон? Трудовой кодекс РФ не раскрывает порядок предложения имеющихся вакансий сокращаемому работнику. Например, нет требования о том, что уведомлять надо письменно в двух экземплярах, на одном из которых должен расписаться сотрудник, чтобы подтвердить свое ознакомление. В то же время обязанность предлагать вакансии есть, и работодателю необходимо выбрать такую форму информирования, которая позволит в случае судебных разбирательств доказать, что сотруднику вакансии действительно предлагали. Кроме того, компания вправе указывать дату, до которой вакансии остаются актуальными. Это право основано на конституционном праве работодателя принимать необходимые кадровые решения (подбор и увольнение), обеспечивая при этом гарантии трудовых прав сокращаемого человека.
При этом закон уточняет круг вакансий, которые надо обязательно предлагать. Так, вакансии должны подходить по состоянию здоровья работника, уровню квалификации (такой же или ниже) и по месту выполнения работы. Также надо учитывать реальную возможность выполнять другую работу с учетом образования, квалификации и опыта (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).
В то же время, если компания предложила все имеющиеся вакансии, в том числе не соответствующие квалификации, то компания не обязана переводить сотрудника на позицию, которая не соответствует его образованию и опыту (если он согласился на эту вакансию). И если компания не получит от сотрудника согласие на перевод на ту работу, которую он сможет выполнить с учетом квалификации, здоровья и опыта, то человека можно сократить. В данном случае предложение всех имеющихся вакансий, даже тех, которые не соответствуют квалификации, не будет считаться введением в заблуждение.
Правомерной будет и просьба к сотруднику принять и озвучить свое решение до определенной даты. Если человек не ответит вовремя на уведомление, работодатель вправе принять на работу другого кандидата. Этот вывод подтверждается судебной практикой, в частности, об этом говорит Апелляционное определение Приморского краевого суда от 20.06.2017 № 33-6082/2017.
Конечно, сотрудник может принимать решение о предложенных вакансиях вплоть до даты сокращения, но в пределах срока, который работодатель дал сотруднику для ответа. Этот вывод основан на положениях ст. 180 ТК РФ, говорящей о том, что вакансия должна быть предложена сокращаемому как минимум один раз. Судебная практика показывает, что сокращение могут признать незаконным, но только если компания приняла на свободную позицию нового работника, не предложив вакансию сокращаемому сотруднику. В связи с изложенным мы рекомендуем предлагать работникам вакансии в день увольнения — это обеспечивает соблюдение порядка сокращения и минимизирует риски работодателя.
Кроме того, работодатель вправе исключать вакансии из штатного расписания, даже если они ранее предлагались сокращаемой сотруднице. Для исключения вакансии из расписания необходимо издать приказ по основной деятельности. Это важно. Если работник оспорит сокращение, суд может сверить штатное расписание на дату уведомления о сокращении и на дату увольнения. Таким образом проверяется, что в период сокращения человеку предлагались все имевшиеся вакансии.
Также суды становятся на сторону работодателей в том, что объявления о работе на сайтах в интернете не являются вакантными должностями. Вакантной считается свободная должность, которая есть в штатном расписании, никем не занята и не обременена правами других лиц, то есть по ней на данный момент не заключен трудовой договор (в том числе с работником, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, и с совместителем). Иными словами, сокращаемому работнику не могут быть предложены должности, которые сохранялись за работниками, находившимися в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком. Об этом, например, говорит Апелляционное определение Московского городского суда от 28.09.2012 № 11-2984/2012.