Почти каждый четвертый российский должник банков умудряется возобновлять платежи кредитору через месяц-другой просрочки, а почти каждый десятый возвращается в график платежей даже после трех месяцев отчаяния.
Саморегулируемая организация «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (СРО «НАПКА») и бюро кредитных историй «Эквифакс» в своем обзоре приводят такие данные. Кредитные платежи по сведениям на сентябрь 2019 г. возобновляют 22% банковских клиентов после просрочки в 30—59 дней. Начиная со срока просрочки более двух месяцев 9% заемщиков возвращаются в график платежей.
Около половины заемщиков в качестве причины просрочки называют финансовые трудности, вызванные потерей работы, 14% должников не справляются с кредитной нагрузкой, 8% не согласны с суммой долга.
Отмечается, что техническую задолженность (менее 30 дней) допускают 45% заемщиков, из них 72% удается вернуться в график платежей. Причинами технической просрочки 35% должников называют забывчивость, 40% ссылаются на задержку зарплаты, 25% говорят о невозможности внести средства из-за отсутствия рядом банкомата (отпуск, командировка).
Объем просроченной задолженности физических лиц в портфелях банков на конец сентября составляет 1,3 трлн руб., из которых порядка 40% приходится на штрафы и пени. За год показатель NPL (просрочка свыше 90 дней) снизился на 10%. Авторы обзора отмечают, что тенденция снижения уровня просроченной задолженности на фоне роста кредитного портфеля продолжается.