Изношенный рыболовный флот удалось модернизировать на треть. Об этом сообщил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук в ходе XIV Международного конгресса рыбаков, который прошел во Владивостоке. В связи с тем, что состояние рыбопромыслового флота в стране оказалось в последние годы близким к критическому, регулирующие отрасль органы приступили к разработке и реализации срочных мер по его обновлению. В результате чиновники смогли привлечь инвестиции в индустрию на сумму свыше 180 млрд руб.
По оценке Росрыболовства, одним из действенных инструментов обновления рыбопромыслового флота является программа господдержки в виде предоставления квот на инвестиционные цели, источником финансирования которой являются внебюджетные инвестиции. Предприятиям выделяются дополнительные объемы добычи наиболее ликвидных водных биоресурсов после завершения ими проектов по строительству на российских верфях рыбопромысловых судов по заданным параметрам.
Инвестиционные квоты спасают отрасль
Последние несколько лет стали для отрасли без преувеличения временем перемен. «Перезагрузка в отрасли состоялась. На эти преобразования нас толкнули откровенные слабости: стагнация в отрасли доходила до серьезных конкурентных вещей, которые нельзя было не заметить. Это сырьевая модель, изношенный флот, низкая налоговая отдача и ряд других вопросов. Без определенных изменений было не обойтись, и мы видим динамику», — констатировал заместитель руководителя Росрыболовства П. Савчук.
Он напомнил, что первой очередью для распределения инвестиционных квот были выставлены наиболее ценные массовые виды рыб, что в основном привлекло крупный бизнес. В настоящее время идет работа по распределению квот под малотоннажный флот, что интересно средним по размерам предприятиям, занимающимся прибрежным рыболовством.
«Без каких-либо затрат из государственной казны мы инициировали строительство более 40 судов и 26 заводов на сумму свыше 180 млрд руб. Сегодня первые объекты сдаются», — рассказал П. Савчук. Согласно планам в рамках программы к концу 2025 г. на российских верфях будет построено 43 рыбопромысловых судна, в том числе для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна — 18 судов, для Северного бассейна — 25.
Это преимущественно крупнотоннажные суда длиной свыше 65 м, из которых 11 — длиной более 108 метров, включая крупнейший в России 120-метровый траулер-процессор для Дальнего Востока. Все 43 судна законтрактованы, строительство 25 судов уже идет на заводах в Европейской части России. Закладка остальных 18 судов произойдет до конца 2021 г.
Уже начал переход из Калининграда на Камчатку современный траулер «Ленинец» для рыболовецкого колхоза им. Ленина, сдано в эксплуатацию судно «Мурмансельдь-2», месяц назад открыт новый завод в Крабозаводском на острове Шикотан, построена фабрика «Витязь-Авто», 4 октября на Камчатке состоялся запуск перерабатывающего комплекса «Камчаттралфлота».
Потенциал программы модернизации не раскрыт
В результате ввода в строй новых судов производственная мощность флота на Дальнем Востоке обновится на 30%, для Северного рыбохозяйственного бассейна — до 70%. «В этом году сдается около десяти заводов. Этот путь развития рассчитан на глубокую переработку и на эффективность отдачи от добытого ресурса», — подчеркнул П. Савчук. Вместе с тем потенциал программы по предоставлению инвестквот не исчерпан.
Не до конца распределенными остаются доли квот на донно-пищевые виды рыб в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Для повышения интереса инвесторов к этим объектам в начале сентября Правительство России приняло разработанные Минсельхозом и Росрыболовством поправки в нормативную базу, предполагающие увеличение размера квот добычи донно-пищевых видов рыб, выделяемых под один объект инвестиций. За счет этого может быть построено еще 12 судов.
Совместно с Минпромторгом в следующем году Росрыболовство планирует запустить механизм субсидирования 30% стоимости строительства малых, транспортных и аквакультурных судов, чтобы поддержать инвестиционный спрос в тех сегментах отрасли, где инвестквота неприменима. Прежде всего это касается малорентабельных объектов.
По оценкам Росрыболовства, к 2025 г. с учетом совокупного объема строительства в рамках инвестиционной квоты, аукционного механизма и программы субсидирования части инвестиционных затрат будет обновлено порядка 40% мощности добывающего флота. «С одной стороны, это очень достойный результат — сделать подобный рывок за десять лет. С другой стороны, обновление 40% мощностей флота будет означать лишь частичное решение задачи по уходу от сырьевой модели. Мы получим лишь часть запланированного эффекта, от нас ждут большего результата», — сказал П. Савчук.
По его словам, не все предприятия включились в процесс модернизации, и необходимо обратить внимание на океаническое рыболовство. Здесь не обойтись без прогрессивных технологий добычи, переработки и транспортировки. Нецелесообразно добывать антарктический криль, тунцов, перспективные глубоководные и массовые пелагические объекты изношенным флотом.
«Нужно проектировать и строить в России, выстраивать компетенции на новых промыслах. Предварительные расчеты показывают, что это потребует новых мер господдержки, к разработке которых министерства и ведомства уже приступили», — отметил представитель Росрыболовства. Теперь отраслевым властям предстоит оценить эффективность предпринятых шагов по распределению инвестквот и принять решение о дальнейших планах развития отрасли как минимум на период до 2033 г., до окончания цикла действия договоров о закреплении квот.
В рыболовном ведомстве рассчитывают, что созданный государством первичный инвестиционный импульс должен впоследствии создать самостоятельный устойчивый спрос на строительство нового флота, развитие глубокой переработки, новых продуктов и каналов сбыта. В этот процесс должны быть вовлечены все без исключения — от колхозов до крупных холдингов. Регулятор при этом должен установить долгосрочные принципы. «В частности, я уверен, что, восстановив компетенции в строительстве рыболовного флота в ближайшие пять лет, мы не вправе их снова упустить», — подчеркнул П. Савчук.
Он считает, что в плане частоты обновления флота Россия должна ориентироваться на зарубежный опыт, например, на страны Скандинавии, где есть ограничение срока эксплуатации флота. В качестве предельного срока использования судна заместитель руководителя Росрыболовства предложил 30 лет, по прошествии которых судно должно быть заменено на вновь построенное. Этот период является достаточным для формирования резерва прибыли и будущего финансирования проекта.
Ожидают рыбаков и изменения в части налоговой нагрузки. Новая модель изменения ставок сбора предполагает, что при производстве сырья рыбак платит полную ставку сбора за пользование водными биоресурсами, если добытчик организовывает глубокую переработку уловов и поставляет продукцию на внутренний рынок — получает льготу. Этот вопрос неоднократно обсуждался с отраслевыми ассоциациями.
Подводя итоги, заместитель руководителя Росрыболовства подчеркнул, что уже сформирован график инвестиционных проектов на 180 млрд руб. По консервативным оценкам, всего до 2030 г. в отрасль с учетом проектов в береговой портовой и логистической инфраструктуре может быть привлечено более 650 млрд руб. частных инвестиций. Это означает, что треть задач на пути модернизации отрасли уже выполнена.
К сведению
Плановые проверки рыбаков заменят внезапными рейдами
Отказ от плановых мероприятий в области федерального госконтроля рыболовства — об этом говорится на сайте правительства, одобрившего соответствующий законопроект. Поправки в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» решено внести в Государственную Думу.
В морском рыбном промысле задействовано порядка 907 компаний и 2342 судна, подлежащих государственному надзору. При проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2016 г. было выявлено пять нарушений законодательства, в 2017 и 2018 гг. нарушения не выявлены. Общая сумма наложенных на должностных лиц административных штрафов в 2016 г. составила 2,5 тыс. руб.
В связи с этим правительство предлагает отменить малоэффективные плановые проверки. Взамен, согласно проекту закона, Росрыболовство планирует применять внеплановые выездные и документарные проверки, а также делать акцент на профилактику нарушений обязательных требований, проведение контрольных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
«Статистика показывает, что здесь такие неожиданные проверки, рейды вдвое эффективнее, чем те, которые проводятся по известному плану. С другой стороны, эти плановые проверки создают избыточную административную нагрузку», — заявил на заседании Кабмина премьер-министр Дмитрий Медведев.
Как говорили ранее в Росрыболовстве, отмена плановых проверок не означает ослабления контроля — напротив, она его усилит, так как позволит сосредоточиться на борьбе с браконьерством.