Действующее российское законодательство в сфере валютного регулирования предъявляет крайне жесткие требования к резидентам в части репатриации выручки по внешнеторговым контрактам, а за их несоблюдение предусматривает колоссальные штрафы. Между тем в последнее время ситуация начинает меняться. Принятый, но не вступивший в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее — Закон № 265-ФЗ) призван изменить вектор в сторону смягчения правового регулирования. Но достаточны ли предлагаемые им изменения? О последних тенденциях в сфере валютного регулирования и валютного контроля, о проблемах, с которыми сталкиваются российские физические и юридические лица в своей работе, связанных с ограничениями в сфере валютного законодательства, читайте в материале.
Не так давно за консультацией обратилась российская компания, которая открыла свой филиал в Казахстане и столкнулась с проблемами с налоговым органом.
Пример из практики
Филиал российской компании для работы в Казахстане открыл расчетные счета в Сбербанке на территории Казахстана в отделении г. Алматы. Далее филиал своевременно уведомил налоговый орган об открытии счета и своевременно представлял отчеты о движении денежных средств по счетам в зарубежных банках в российский налоговый орган. Из одного из отчетов, предоставленных организацией, налоговый орган выяснил, что филиал организации получал выручку от оказания услуг на свои счета, открытые в Казахстане. В связи с этим налоговый орган применил к российской организации санкции в виде штрафа в размере 100% от совершенной валютной операции. Таким образом, вся выручка, полученная филиалом, должна была быть перечислена в бюджет в качестве штрафа. Нарушение выразилось в невыполнении требования ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ), которая предписывает валютным резидентам обеспечить своевременное получение выручки от реализации товаров, работ и услуг на свои счета в уполномоченных банках.
Исходя из положений ст. 1 Закона № 173-ФЗ, уполномоченные банки — это российские банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций, выданную Банком России. Следовательно, выручка валютных резидентов должна поступать на счета, открытые в российских банках. Иностранный же банк, даже будучи дочерним банком по отношению к российскому, не может быть признан уполномоченным. По всей видимости, именно этот момент не приняла во внимание организация в рассматриваемом случае, открыв счета в казахском Сбербанке.
Цитируем документ
При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты <…> обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
3) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.
Пункт 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ
Уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Подпункт 1 п. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ
Сложившаяся ситуация вряд ли может способствовать развитию внешнеэкономических связей в рамках Евразийского экономического союза.
Официальная позиция
Незадолго до принятия Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле“ в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» ФНС России выпустила письмо, разъясняющее позицию ведомства по вопросу о возможности получения филиалами российских компаний, имеющими счета в зарубежных банках, выручки на эти счета (письмо ФНС России от 31.07.2019 № БА-4-17/15134@).
В нем налоговики пришли к выводу, что такая возможность законодательством не предусмотрена. В своем письме ФНС России ссылается на то, что согласно гражданскому законодательству филиал является подразделением юридического лица и, следовательно, не обладает какой-либо специальной правоспособностью. В связи с этим в письме сделан вывод о том, что режим использования резидентами счетов в банках за пределами территории Российской Федерации в равной степени распространяется как на российские юридические лица, так и на созданные ими филиалы, находящиеся за пределами территории Российской Федерации. При этом ведомство сослалось на судебную практику, сложившуюся по данному вопросу. Дело в том, что в похожей ситуации ранее уже оказалась одна российская компания, открывшая филиал на Украине и получавшая выручку от продажи товара на счета, открытые в украинском банке. Организация прошла все судебные инстанции, включая Верховный и Конституционный суды РФ.
Так, в своем Определении от 28.11.2018 № 308-АД18-19090 по делу № А53-5243/2018 Верховный суд РФ указал, что решения нижестоящих судов были приняты в полном соответствии c нормами материального права. Решением арбитражного суда, оставленным без изменения арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций, компании было отказано в удовлетворении заявления о признании постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере более 50 млн руб. незаконным. Как указали суды, юридическое лицо не представило доказательств, подтверждающих отсутствие у него реальной возможности по соблюдению требований валютного законодательства, касающихся обязательств по зачислению полученной резидентом Российской Федерации от нерезидентов валютной выручки на счет в уполномоченном банке. В передаче кассационной жалобы компании для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ было отказано.
Чуть позже Конституционный суд РФ в своем Определении от 26.03.2019 № 828-О отказал организации в рассмотрении ее жалобы на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление валютных операций с нарушением валютного законодательства РФ, и положениями ч. 4 и 5 ст. 12 и ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, обязывающими иностранные филиалы российских компаний зачислять выручку от внешнеторговых сделок на счета исключительно в российских банках.
Компания в своей жалобе указала, что оспариваемые законоположения (нормы Закона № 173-ФЗ) необоснованно возлагают на зарубежное представительство российского юридического лица, без учета специфики его деятельности, обязанность осуществлять валютные операции только с использованием счета в уполномоченном банке РФ, а также устанавливают административную ответственность за несоблюдение данных требований, в связи с чем противоречат преамбуле, а также ст. 1, 4, 8, 19, 34, 35, 45, 54 и 55 Конституции РФ.
Однако Конституционный суд указал, что данное регулирование, учитывая его публично-правовой характер, направлено на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации, а следовательно, оспариваемые заявителем нормы сами по себе не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте.
Устанавливая такие специальные правила и ответственность за их неисполнение, положения Закона № 173-ФЗ и ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ во взаимосвязи с положениями ст. 1.5 «Презумпция невиновности» и ч. 2 ст. 2.1 «Административное правонарушение» КоАП РФ не предусматривают административную ответственность за нарушение правил валютного регулирования при отсутствии вины юридического лица — она применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, если юрлицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (Определение КС РФ от 19.05.2009 № 572-О-О). Таким образом, оспариваемая заявителем норма КоАП РФ, по мнению КС РФ, сама по себе также не влечет нарушения его конституционных прав.
Пример, о котором мы говорили в начале этой статьи, а также официальную позицию государственных органов различных инстанций мы привели для того, чтобы показать, насколько актуальными являются на сегодняшний день реформы в сфере валютного законодательства, которое зачастую носит излишне репрессивный характер. Cмогут ли помочь в данной ситуации принятые изменения?
Частичная отмена требования о репатриации
Напомним, что требование о репатриации предусматривает соблюдение трех требований:
требование о получении валютной выручки на счета в уполномоченных банках;
требование об обязательном возврате авансов, если контрагент не выполнил свое обязательство по поставке товаров, работ, услуг;
требование о возврате выданных нерезиденту займов.
Новые правила хоть и называются либерализацией, но в действительности отменяют, и то частично, лишь первое требование, а обязанность по возврату выданных авансов и займов сохраняется.
Так, новые правила отменяют обязанность по получению на счета в уполномоченных банках выручки по несырьевым товарам, а также работам и услугам при одновременном выполнении следующих условий:
обязательства по контракту должны быть выражены в валюте РФ;
контрактом должно быть предусмотрено обязательство по оплате цены контракта в рублях.
В отношении сырьевых товаров1 предусмотрен следующий график отмены требования о получении выручки на счета в уполномоченных банках:
с 1 января 2020 г. — отмена требования о репатриации будет действовать в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2021 г. — в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2022 г. — в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2023 г. — в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
с 1 января 2024 г. — в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.
Условия отмены те же: обязательство должно быть выражено в рублях и оплачиваться в рублях.
Во всех остальных случаях требование о репатриации действует в полном объеме. То есть если обязательство или выражено в иностранной валюте, хоть и оплачивается в рублях, или оплачивается в иностранной валюте, организация по-прежнему обязана своевременно зачислить выручку по такому обязательству на счета российских уполномоченных банков.
Следовательно, применительно к ситуации, описанной в начале настоящей статьи, мы можем прийти к выводу, что данное изменение будет применимо только в том случае, если клиенты организации, имеющей филиал за рубежом, будут оплачивать услуги филиала в рублях и обязательства будут выражены в рублях. Поможет ли данное изменение, будет ли оно применимо на практике? Однозначный ответ дать затруднительно. Однако мы можем предположить, что данное изменение на практике будет мало востребовано. Обязанность формулировать обязательство в рублях и оплачивать его в рублях делает российский филиал за рубежом менее конкурентоспособным по сравнению с местными компаниями, так как для оплаты его услуг клиентам нужно сначала приобрести российские рубли для оплаты, а затем уже эту оплату произвести. Впрочем, если речь идет о рынке стран СНГ, которые имеют более тесные связи с Россией, то, возможно, новшество найдет свое применение, чего нельзя сказать о дальнем зарубежье.
Недостаточность этой меры понимают и во власти, видимо, именно поэтому на недавно прошедшем Московском финансовом форуме принимались решения о дальнейшей либерализации валютного регулирования.
Последующие шаги в данной области, согласно информации, размещенной на сайте Министерства финансов Российской Федерации (см. новость на сайте www.minfin.ru от 19.09.2019), будут идти в следующих направлениях.
Во-первых, будет рассмотрена возможность снижения размера штрафов по административной ответственности за несоблюдение требования о репатриации. Напомним, что сейчас этот штраф составляет от 75 до 100% от валютной операции.
Во-вторых, предлагается рассмотреть возможность отмены ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса РФ, предусматривающих уголовное наказание за невыполнение требования о репатриации и за совершение валютных операций с использованием подложных документов.
В-третьих, ФНС России уточнит перечень стран, которые являются членами ФАТФ. Напомним, что соответствующая информация подлежит размещению на официальном сайте ведомства, но пока не размещена.
В-четвертых, в качестве одного из следующих шагов предлагается рассмотреть вопрос о полной отмене требования о репатриации, то есть предусмотреть возможность его отмены не только в отношении рублевых контрактов, как это установлено новым законом, но и распространить его отмену на валютные контракты.
Новые разрешенные операции для юридических лиц
С вступлением в силу норм Закона № 265-ФЗ для резидентов — юридических лиц расширяется перечень разрешенных валютных операций. Одна из них напрямую связана с отменой требования о репатриации. Согласно ст. 12 Закона № 173-ФЗ в редакции Закона № 265-ФЗ на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным такими резидентами с нерезидентами, в отношении которых требования о получении выручки на счета в уполномоченных банках были отменены. Дополнительно к указанной выше операции в перечень разрешенных операций добавили операцию по зачислению денежных средств от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов РФ в зарубежных банках.
Кроме того, к числу разрешенных операций стали относиться операции с наличными денежными средствами или иностранной валютой, которые осуществляют российские образовательные учреждения во исполнение договоров об оказании образовательных услуг, заключенных с физическими лицами — нерезидентами, а также с физическими лицами — резидентами РФ, пребывающими более 183 дней в году за пределами территории РФ. Дополнительно следует обратить внимание на то, что действие данной нормы имеет обратную силу и распространяется на отношения, возникшие с 01.08.2016.
Новые разрешенные операции для физических лиц
Перечень новых разрешенных операций для физических лиц — резидентов значительно расширен. Теперь к ним относятся в том числе:
валютные операции между физическими лицами — резидентами РФ, находящимися за рубежом более 183 дней в календарном году;
получение денежных средств со счетов резидентов РФ в российских банках в счет оплаты товаров, выполненных работ или оказанных услуг, передаваемой информации или результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, физическими лицами — резидентами РФ, зарегистрированными в качестве предпринимателей без образования юридического лица, в случае если они находятся за границей более 183 дней;
зачисления при возврате физическому лицу — резиденту РФ денежных средств, ранее переданных в доверительное управление нерезиденту;
любые зачисления от нерезидентов на счета физических лиц — резидентов РФ в банках за пределами территории РФ при одновременном соблюдении следующих условий:
1) счет открыт в банках государств — участников ОЭСР или ФАТФ;
2) такие государства также осуществляют обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 (англ. Multilateral Competent Authority Agreement) или иным заключенным с РФ международным договором (перечень таких государств будет размещен на сайте ФНС России, на данный момент находится в стадии разработки).
Отмена требования о предоставлении отчетов о движении денежных средств по зарубежным счетам для физических лиц
Ранее отчет о движении денежных средств по счету за рубежом должны были представлять все физические лица — валютные резиденты РФ. Недавно от этой обязанности были освобождены физические лица, проводившие за пределами территории РФ более 183 дней в году.
Теперь требование о предоставлении отчета не распространяется на физических лиц, счет которых открыт в банке или иной организации финансового рынка государств — участников ОЭСР или ФАТФ, одновременно участвующих в международном обмене информацией, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) общая сумма денежных средств, зачисленных на счет либо списанных со счета за отчетный год, не превышает 600 000 руб. или суммы в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб.;
2) остаток денежных средств на счете по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 руб. или суммы в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., если в течение отчетного года зачисление денежных средств на него не осуществлялось.
Однако следует иметь в виду, что Закон № 265-ФЗ, с одной стороны, сокращает количество случаев, когда физические лица обязаны представлять отчет о движении денежных средств, а с другой стороны, наоборот, расширяет перечень таких ситуаций. Если ранее физические лица обязаны были представлять отчеты только в отношении счетов в банках, то теперь это требование распространяется на счета, открытые в иных организациях финансового рынка. Понятие таких организаций содержится в ст. 12 Закона № 173-ФЗ. Под ними следует понимать организации, в соответствии с личным законом которых они имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента. Представляется, что речь идет о брокерах, доверительных управляющих, пенсионных фондах и иных подобных организациях.
При этом согласно изменениям в той же ст. 12 Закона № 173-ФЗ резиденты (юридические и физические лица) будут обязаны сообщать в налоговые органы не только об открытии счетов в банках, но и об открытии счетов в таких организациях финансового рынка.
***
В целом, несмотря на некоторую половинчатость новых норм, Закон № 265-ФЗ можно оценивать как важный этап в начале реформирования валютного законодательства. Внесенные изменения позволят осуществлять взаимозачет и заключать соглашения о новации по валютным операциям. Дальнейшим шагом в данной области может быть полная отмена требования о получении выручки на счета в уполномоченных банках, в том числе и в иностранной валюте. Кроме того, стоит отметить, что новый закон никак не затрагивает требование о репатриации в отношении заемного финансирования, а следовательно, ограничения в данной области сохраняются.
1 Товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза под кодами 2501 00—2522 30 000 0;2524—2526 20 000 0;2528 00 000 0—2530 90 000 9;2601—2621 90 000 0;2701—2703 00 000 0;2704 00—2708 20 000 9;2709 00—2709 00 900 9;2710—2710 99 000 0;2711 11 000 0; 2711 12—2711 19 000 0 (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0);2711 21 000 0; 2712—2713 90 900 0;2714—2714 90 000 0; 2715 00 000 0; 2902; 7101—7103 99 000 9 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000—7103 99 000 8); 7112—7112 99 000 0;7204—7204 50 000 0; 7401 00 000 0;7404 00—7404 00 990 0; 7501; 7503 00—7503 00 900 0;7602 00—7602 00 900 0;7802 00 000 0; 7902 00 000 0;8002 00 000 0; 8101 97 000 0;8102 97 000 0; 8103 30 000 0;8104 20 000 0; 8105 30 000 0;8107 30 000 0; 8108 30 000 0;8109 30 000 0; 8110 20 000 0;8111 00 190 0; 8112 13 000 0;8112 22 000 0; 8112 52 000 0;8112 92 210; 8113 00 400 0.