Объемы нового строительства в Европе в первой половине 2019 г. снизились на 18% по сравнению с тем же периодом 2018 г. Всего на этапе строительства находится 5,4 млн кв. м новых торговых площадей. Сокращение объемов ввода площадей в Турции позволило России выйти на первое место по объемам нового строительства.
По данным нового отчета Cushman & Wakefield «Европейские торговые центры» (European Shopping Centre Markets), в первой половине 2019 г. в странах Европы объем ввода новых торговых центров снизился на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. и составил 863 тыс. кв. м. При этом Россия заняла первое место в рейтинге стран — лидеров по объему строительства торговой недвижимости.
Проблемы и изменения в розничном секторе продолжают влиять на динамику развития европейского рынка торговых центров. Новое исследование Cushman & Wakefield показывает, что строительство торговых центров на всем континенте сильно поляризовано как на уровне отдельных стран, так и на уровне городов Европы.
В первой половине 2019 г. в большинстве стран динамика строительства торговой недвижимости оставалась стабильной или даже незначительно росла. Однако заметное сокращение ввода новых торговых площадей в Турции привело к снижению объемов ввода в целом по Европе на 18%. По итогам полугодия было сдано в эксплуатацию 863 тыс. кв. м в новых торговых центрах.
Сейчас в стадии строительства находится порядка 5,4 млн кв. м новых торговых площадей. Их открытие запланировано на вторую половину текущего года и 2020 г. Но, как показывает практика последних трех лет, ввод в среднем 8% торговых площадей откладывается. Поэтому количество новых объектов будет ниже текущих расчетных значений, полагают аналитики.
Строительство новых торговых центров по-прежнему осуществляется не равномерно по странам и городам. Например, в то время как общий объем ввода торговой недвижимости снизился, крупные города Европы заметно нарастили свою долю нового строительства с 25% в 2016 г. до 41% по данным первой половины 2019 г.
Благодаря внушительным размерам рынка Россия заняла первое место по объемам нового строительства в первой половине 2019 г.: всего на территории РФ было введено почти 200 тыс. кв. м новых торговых площадей, что на 13% больше, чем в прошлом году.
Примечательно, что более 50% новых торговых объектов было сдано в Москве.
В рейтинге из пяти самых активных рынков по новому строительству ТЦ в первой половине текущего года за Россией следуют Италия, Польша, Франция и Германия.
Турция, занимавшая первое место в этом рейтинге год назад, выпала из пятерки лидеров из-за резкого снижения ввода торговой недвижимости. Впрочем, страна намерена наращивать темпы строительства ТЦ: в настоящее время Турция располагает крупнейшим в Европе портфелем проектов застройки. Примерно 1,5 млн кв. м новых торговых площадей уже находятся на этапе строительства. Их планируется открыть во второй половине 2019 г. и в следующем году.
Темпы строительства в России, как ожидают эксперты, останутся на сравнимом уровне — 1,4 млн кв. м новых площадей в 2019—2020 гг. В противоположность тенденции, наблюдаемой в текущем году, новые проекты ТЦ 2020 г. будут в основном открываться в регионах России, а не в Москве. Крупные торговые объекты планируется запустить в Екатеринбурге, Перми, Грозном, Кирове и других городах.
«Постоянно меняющаяся, сложная ситуация на розничном рынке показывает нам, что некоторые регионы Европы все еще демонстрируют лучшие результаты в плане инвестирования в развитие торговых центров. Поляризация, даже в отдельных странах, продолжается, и мы также видим, как для девелопмента выбираются определенные типы городов», — отметила автор отчета Сильвия Йодловски (Silvia Jodlowski), старший аналитик компании Cushman & Wakefield. По ее словам, в городах с большим населением наиболее востребованными являются суперрегиональные торговые центры, в то время как локации с высоким пешеходным трафиком пользуются спросом у небольших районных торговых центров.
В некоторых странах с достаточным уровнем обеспеченности крупных городов торговыми площадями внимание инвесторов стали больше привлекать небольшие города и населенные пункты. Поскольку ретейлеры продолжают экспериментировать с новыми форматами, наблюдается оживленная активность на рынке аутлет-центров, особенно в Центральной и Восточной Европе, в том числе в России.
Лидерство России в строительстве новых торговых площадей вполне объяснимо. «Несмотря на очень скромную динамику роста потребительского рынка в последние годы, российский рынок остается привлекательным как для иностранных, так и для российских ретейлеров благодаря своему размеру, а уровень насыщенности торговыми площадями почти в два раза ниже среднеевропейского значения — в России 151 кв. м торговых площадей на 1000 человек, среднее значение по странам Европы — 298 кв. м», — отметила Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield (Россия).
Она обратила внимание, что в странах, входящих в пятерку лидеров по новому строительству ТЦ, обеспеченность гораздо выше российской. В Италии на тысячу жителей приходится 233 кв. м торговых площадей, в Польше — 292, во Франции — 290. На сравнимом с Россией уровне находятся Германия — 168 кв. м и Турция — 156 кв. м.