Для минимизации текущих расходов многие компании предпочитают покупать основные средства в рассрочку. Если организация применяет «упрощенку», то возможность учета расходов зависит от выбранного объекта налогообложения. Понятно, что при объекте «доходы» никакие расходы учесть нельзя. А как быть в ситуации, когда компания купила основные средства в рассрочку в период использования объекта «доходы», а потом перешла на объект «доходы минус расходы»? Можно ли учесть уже оплаченную часть рассрочки? Давайте разбираться.
Начнем с общих правил. Если организация использует объект налогообложения «доходы минус расходы», то затраты на приобретение основных средств учитываются по правилам п. 3 ст. 346.16 НК РФ. В подпункте 1 этой нормы сказано, что такие расходы принимаются с момента ввода основных средств в эксплуатацию.
Напомним, что с 29 сентября 2019 г. для учета рассматриваемых расходов больше не нужно документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию прав собственности. Такое изменение в п. 3 ст. 346.16 НК РФ внес Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ.
В упрощенной системе расходы признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Таким образом, для учета расходов на приобретение основных средств нужно выполнить два условия:
-
объект должен быть введен в эксплуатацию;
-
его стоимость должна быть оплачена.
Обратите внимание: специалисты Минфина России считают, что главой 26.2 НК РФ учет расходов не поставлен в зависимость от того, за счет каких средств, заемных или собственных, эти расходы были произведены. Поэтому организация вправе учесть расходы на приобретение основных средств, купленных за счет заемных средств. Такая позиция содержится в письмах Минфина России от 06.08.2019 № 03-11-11/59075 и от 28.08.2018 № 03-11-06/2/61172.
А в письме от 17.05.2011 № 03-11-06/2/78 финансисты указали, что расходы при приобретении основного средства, введенного в эксплуатацию, оплата стоимости которого в соответствии с договором осуществляется в рассрочку (например, по одной третьей части суммы в течение трех лет), при определении налоговой базы должны учитываться в отчетном (налоговом) периоде в размере фактически уплаченных сумм.
Приведенный выше порядок применяется теми компаниями, которые выбрали объект налогообложения «доходы минус расходы». Если же организация использует объект налогообложения «доходы», то она не учитывает при расчете налоговой базы расходы. Но такая компания имеет право сменить объект налогообложения. Напомним, что делать это можно ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается изменить объект налогообложения. В течение налогового периода менять объект налогообложения нельзя. Основание — п. 2 ст. 346.13 НК РФ.
Допустим, компания купила в рассрочку основные средства в период использования объекта «доходы», а затем перешла на объект «доходы минус расходы». При этом стоимость объекта не была еще полностью погашена. Можно ли учесть часть оплаченной стоимости в расходах?
В письме от 25.09.2019 № 03-11-11/73807 специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации организация может учесть в составе расходов только те платежи по договору, которые компания произвела уже после перехода на объект «доходы минус расходы». Отметим, что аналогичной позиции Минфин России придерживался и ранее (письмо от 09.12.2013 № 03-11-06/2/53560).