В среду, 30 октября, датское энергетическое агентство сообщило, что выдало разрешение на строительство участка «Северного потока — 2». Это значит, что снято последнее препятствие к началу прокладки труб. Теперь остается уговорить Еврокомиссию ввести исключения из газовой директивы для российской компании, чтобы она могла продавать в Европе ею же добытый газ.
Датское разрешение «Газпром» пытался получить с 2017 г. Наконец, строительство трубы одобрили по кратчайшему маршруту к юго-востоку от острова Борнхольм.
Разрешение Дании было последним препятствием для строительства второй ветки «потока» мощностью 55 млрд кубометров в год, которую «Газпром» планировал запустить в конце 2019 г. — до истечения транзитного контракта с Украиной. На конец октября по дну Балтийского моря было уложено более 2 тыс. километров труб, или 87% от протяженности маршрута. Достроить трубопровод в датских водах «Газпром» может в течение пяти недель, говорил глава компании Алексей Миллер.
Решение Дании последовало через три дня после завершения в Брюсселе трехсторонних консультаций по газу между Россией, Евросоюзом и Украиной. На переговорах обсуждалось продление контракта на транзит газа, приносящего Киеву около 3 млрд долл. валютных доходов ежегодно. «Газпром» изначально обещал полностью прекратить украинский транзит. Прошедшим летом позиция монополиста смягчилась. Теперь сообщается, что рассматривается сделка, в рамках которой Россия будет прокачивать через Украину 60 млрд кубометров гарантированного объема и 30 млрд — дополнительного. То есть де-факто транзит сохранится.
Остается еще одна угроза — решение Европарламента, по которому к морским газопроводам будут применяться нормы третьего энергопакета ЕС. Это означает, что поставщик газа («Газпром») не может быть одновременно владельцем трубы, при этом доступ к мощностям газопровода должны иметь независимые добытчики. Германия добивалась права вводить исключения из газовой директивы на том основании, что является страной, принимающей газопровод. Однако в итоговой версии документа у Берлина осталось только право запросить такие исключения. А окончательное решение возможно лишь при одобрении со стороны Еврокомиссии.