Цифровой трансформации бизнеса мешает недостаток средств и кадров

| статьи | печать

В условиях ожидания экономического кризиса руководители частного бизнеса Центральной и Восточной Европы (CEE) отмечают, что ограниченные финансовые ресурсы и кадровый голод являются одними из главных препятствий на пути к цифровой трансформации. В исследовании PwC, посвященном цифровизации частного бизнеса в CEE, приведены возможные варианты выхода из сложившейся ситуации.

Согласно исследованию PwC, 63% руководителей компаний признали, что цифровизация в долгосрочной перспективе будет играть серьезную роль в контексте выживаемости компании на рынке. В России такой же точки зрения придерживаются 61% руководителей. Однако многие частные компании в CEE все еще находятся на начальном этапе цифровой трансформации.

Исследование PwC показывает, что большинство руководителей (68% в странах участников опроса, 59% в России) считают, что за счет цифровизации смогут повысить качество бизнес-процессов. Почти половина опрошенных в CEE (27% в России) рассматривают цифровизацию как инструмент анализа данных для предоставления специализированных продуктов и услуг.

Однако, отмечают авторы исследования, только 35% респондентов в CEE (33% в России) относятся к цифровизации более дальновидно.

Результаты опроса показали, что многие руководители компаний рассматривают цифровизацию как техническое средство для решения отдельных вопросов (например, повышения эффективности цепочки поставок). Но если включить цифровизацию в стратегию развития всей компании, указывают эксперты PwC, то можно получить больший экономический эффект.

Они выяснили, что только 23% частных компаний в CEE (22% в России) планируют направить более 5% своих инвестиций на цифровизацию. Для сравнения: в более технологически продвинутых регионах Европы (например, в Скандинавии) уровень таких инвестиций составляет 39%.

Исследование показывает явный разрыв между высоким уровнем значимости новых технологий и их фактическим использованием. Частные компании фактически ими не пользуются.

Многие компании недостаточно финансируют цифровизацию. Так, большинство компаний из CEE, включенных в опрос (55%), в ближайшие пять лет планируют направить на финансирование цифровизации менее 3% от общего объема инвестиций.

Кадровые стратегии компаний противоречат основным выводам исследования, согласно данным, предоставленным теми же самыми компаниями. Недостаток финансовых средств компании, нагрузка на персонал, нехватка практических навыков, а также сопротивление переменам на уровне корпоративной культуры были отмечены в качестве основных факторов, препятствующих внедрению новых технологий.

Чтобы иметь возможность развития в период экономического спада, эксперты PwC советуют частным компаниям подготовить адекватные цифровые стратегии, охватывающие все аспекты деятельности.

Кто в руководстве?

Сейчас, полагают авторы исследования, подходящее время, чтобы задаться вопросами: соответствует ли действующий состав совета директоров грядущим переменам, способен ли он помочь бизнесу «переключить скорость» в период кризиса, обладает ли он необходимыми навыками для того, чтобы перейти на следующий уровень цифровых перемен?

Советуют экспеты PwC задать себе и некоторые другие вопросы.

Разбираются ли члены вашего совета директоров в технологиях, особенно важных для бизнеса? Если нет, то можно ли найти предпринимателя в вашей стране с данными навыками и квалификацией, который мог бы поделиться с ними такими знаниями в обмен на получение опыта управления более зрелой компанией, такой как ваша?

Есть ли в составе совета директоров представители нового «цифрового поколения»? Если у вас семейный бизнес, то сейчас, возможно, самое подходящее время привлечь к управлению новое поколение.

В поиске кадров

Нехватка квалифицированных кадров не позволяет компаниям полностью реализовать свой потенциал. В результате теряется выручка: 25% из компаний в CEE (34% в России) указали, что нехватка квалифицированных кадров приводит к потерям оборота от 5% и более.

Уменьшение оборотных средств, по расчетам владельцев частных компаний в регионе, составляет около 358 млрд евро в CEE (247 млрд евро в России), или более 12% ВВП в странах CEE (17% в России).

Часто возникает неправильное представление о том, какие специалисты требуются для решения поставленных задач. Из бесед с собственниками и руководителями аналитики PwC узнали, что у некоторых компаний нет точного представления о том, что конкретно им нужно для своей цифровой трансформации и соответствия требованиям завтрашнего дня.

Авторы исследования попросили компании уточнить, сотрудников какого типа они ищут. Первую строчку этого списка заняли технические специалисты. За ними следуют специалисты по продажам и инженеры. Меньше половины компаний, которым нужны специалисты по продажам, хотели бы найти экспертов по цифровым технологиям, при том что большинство считает, что цифровизация важна для будущего их бизнеса.

Для многих компаний привлечение сотрудников с техническими навыками может потребовать выхода за рамки устоявшейся практики, отмечают исследователи. Они часто замечали, что частные компании в разных странах Европы стараются избегать публичности. Однако в условиях растущей конкуренции за лучших специалистов поддержание имиджа «тайного чемпиона» может оказаться не самой лучшей стратегией. Компаниям нужно «выйти из тени», чтобы стать заметными и получить возможность привлекать специалистов, рекомендуют эксперты PwC.

Здесь, считают они, особое значение приобретает формирование бренда работодателя, которое начинается с развития корпоративной культуры, поддерживающей бренд, который, в свою очередь, поддерживает изменения. Это исключительно важно, когда речь заходит о привлечении и удержании перспективных специалистов.

Кроме того, руководителям компаний рекомендуется учитывать краткосрочную и долгосрочную потребность в кадрах. Если она является краткосрочной, то можно перенять практику крупных фирм. Так, одним из вариантов быстрого поиска технических специалистов может быть сотрудничество со стартапами.

Варианты финансирования

Большинство частных компаний в CEE — 80% (70% в России) — финансируют цифровые инициативы за счет внутренних средств, изымая их из своего оборота. Однако, замечают авторы исследования, такой путь сопровождается риском при спаде экономики, так как оборотные средства могут потребоваться для других целей.

В CEE 21% респондентов (7% в России) планируют привлечь внешнее финансирование. Если компания прибегает к внешним займам, то руководителям эксперты PwC советуют разобраться, как банки проводят оценку заемщиков. Это поможет компании стать привлекательнее для кредиторов. Последний финансовый кризис показал, что заемные средства быстро заканчиваются. В ситуации, когда невозможно спрогнозировать начало экономического спада, существует большая вероятность повышения процентной ставки кредитными организациями.

Частным компаниям исследователи также рекомендуют рассмотреть альтернативные варианты привлечения инвестиций в цифровые технологии. Экономический спад, скорее всего, еще больше усугубит ситуацию с финансированием цифровизации.

Только 2% опрошенных в CEE (0% в России) указали, что они планируют привлекать инвестиции путем выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг.

Еще 7% респондентов в CEE (9% в России) ответили, что они могли бы рассмотреть вариант прямых инвестиций или венчурного капитала — это самый низкий показатель по данному источнику финансирования среди всех рассмотренных экспертами PwC регионов.

Например, в Африке вариант прямых инвестиций рассматривают в качестве источника для финансирования цифровизации 23,5% компаний, на Ближнем Востоке — 15, а в Западной Европе — 8,9%.

Прямые инвестиции и венчурный капитал позволяют получить не только финансирование, но и поддержку в управлении, а также необходимые компетенции, отмечают в своем исследовании аналитики PwC.

Сравнение использования и значения технологий, входящих в «большую восьмерку», и облачных вычислений, % респондентов

Технологии

Россия

CEE

значимость

использование

значимость

использование

Облачные вычисления

28

23

58

43

«Интернет вещей»

39

36

51

40

Робототехника

29

21

33

34

Искусственный интеллект

14

18

20

18

3D-печать

25

10

29

14

Виртуальная реальность

43

8

22

14

Дополненная реальность

63

8

21

11

Блокчейн

22

9

19

8

Дроны

45

12

35

9

Внутренние препятствия, c которыми сталкиваются компании при внедрении новых технологий, % респондентов

Препятствия

Россия

СЕЕ

Отсутствие корпоративной политики внедрения новых технологий

13

16

Риски, связанные с технологиями (киберугрозы)

20

31

Культура/сопротивление переменам

19

33

Нехватка практических знаний и опыта

18

35

Нагрузка на персонал

24

40

Недостаток финансовых средств

54

51

Источник: PwC