По расчетам Всемирного банка, общая ставка налогов и взносов в процентах от прибыли в России составляет порядка 46,3%. Об этом сообщил президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин, выступая на XV Всероссийском налоговом форуме. Он выдвинул ряд предложений по снижению этого давления, которые в ходе форума предварительно одобрил глава Федеральной налоговой службы РФ Михаил Мишустин.
По данным ВБ, фискальное давление на предпринимателей в РФ больше, чем в странах Европы и ОЭСР, где налоговая нагрузка составляет порядка 32,3 и 39,8% соответственно. Озвучивая эти цифры, С. Катырин подчеркнул, что методика ВБ учитывает только семь платежей, уплачиваемых бизнесом. С учетом всех налогов и сборов, которые перечисляют отечественные компании государству, совокупная налоговая ставка будет гораздо больше, чем 46,3%.
Существенным ударом для самой уязвимой категории бизнеса — малых предприятий — станет отмена ЕНВД. По мнению главы ведущего объединения предпринимателей, многие перейдут на другие режимы налогообложения, но часть компаний просто уйдут с рынка или направятся в теневой сектор, что приведет к выпадающим доходам в региональных бюджетах.
Не придают оптимизма бизнесменам и другие грядущие изменения. Например, предложенное Минэкономразвития увеличение с нового года коэффициента-дефлятора по всем специальным налоговым режимам, по подсчетам ТПП России, приведет к росту налоговой нагрузки на малый бизнес в среднем на 4,9%, что больше среднего уровня инфляции.
Кроме того, у экспертов вызывает опасение расширение перечня объектов, по которым налог на имущество платится исходя из кадастровой стоимости, которая существенно превышает балансовую. Поправки включают в список принадлежащие организациям объекты незавершенного строительства, хозяйственные строения и иные объекты. Как пояснил М. Мишустин, эта поправка призвана синхронизировать определение налоговой базы по кадастровой стоимости у организаций, если имущество перешло от физлица. Для налогообложения по новым правилам необходимо, чтобы регион принял закон, который подтвердит возможность начисления налога по кадастровой стоимости.
Еще одно обязательное условие — объект недвижимости должен быть зарегистрирован в государственном реестре недвижимости и у него должна быть определена кадастровая стоимость, которая внесена в ЕГРН. «Если хотя бы одно из этих условий отсутствует, то налогообложение таких объектов будет осуществляться, как и ранее, по среднегодовой стоимости при условии, что объект учтен на балансе организации», — подчеркнул глава налогового ведомства.
Постепенный переход с УСН на ОСН
В ходе форума главный налоговик страны предварительно одобрил ряд предложений, облегчающих жизнь российскому бизнесу, которые выдвинул С. Катырин.
Во-первых, бизнесмены попросили сгладить переход с упрощенного на общий режим налогообложения. Они считают в корне неверным современный подход, предполагающий, что при достижении определенной численности работников или выручки компании обязаны перейти со специальных налоговых режимов на ОСН. Резкий переход, увеличение числа отчетов и налогов пугают бизнесменов и ограничивают их возможности по развитию.
Эксперты полагают, что для смены налогового режима необходим переходный период, во время которого, например, будет обязательна только уплата НДС. При этом предприятия смогут при определенных условиях вернуться к старому режиму, если превышение критериев имело разовый характер. По словам главы ТПП России, это даст компаниям возможность расти и поможет избежать многих проблем, например дробления бизнеса.
Один счет-фактура в квартал
М. Мишустин положительно отреагировал на предложение о выставлении одного итогового счета-фактуры постоянному контрагенту по проведенным операциям за квартал или месяц. Это сократит документооборот и упростит бухгалтерский учет. Минфин России, напомнил С. Катырин, в 2016 г. уже разъяснял, что в одном счете-фактуре можно указывать товары, отгруженные в течение пяти дней с указанием каждой товарной позиции.
Еще одно предложение, получившее одобрение главы ФНС, касается международных перевозок. В конце сентября 2019 г. принят разработанный ТПП России федеральный закон, который распространил действие нулевой ставки НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров и вагонов в целях гармонизации налогового законодательства государств — членов Евразийского экономического союза. По подсчетам бизнеса, это позволит на треть увеличить грузопоток из Китая в Европу и обратно.
Однако положения закона распространяются исключительно на железнодорожные перевозки. Палата полагает, что можно применить аналогичный порядок в отношении порожних контейнеров, перемещаемых с использованием маршрутов «железная дорога + море».
Доля сомнительных операций по НДС сократилась в 10 раз
М. Мишустин представил доклад об основных трендах в налоговом администрировании. По его словам, с помощью новых инструментов инспекторам удалось создать условия, при которых уклонение от уплаты налогов становится невыгодным. «Все транзакции с налоговым риском автоматически попадают в зону внимания налоговых органов через инструменты дистанционного мониторинга и предиктивной аналитики с четкой градацией налогоплательщиков по зонам риска», — заявил руководитель ФНС.
Первым таким инструментом стала АСК-НДС. Ее применение позволило в корне изменить отношение к недобросовестной налоговой конкуренции в бизнес-среде всего за несколько лет. Так, доля сомнительных операций по НДС с 8% в 2016 г. снизилась до 0,6% в 1-м полугодии 2019 г., а количество организаций с признаками фиктивности — с 1,6 млн до 120,6 тыс. за тот же период.
На базе АСК НДС-2 совместно с ФТС России создан проект документальной прослеживаемости импортных товаров. Чиновники рассчитывают, что он позволит освободить рынок от недобросовестных участников, пресечь занижение таможенной стоимости товаров, а также уменьшить количество проверок и административную нагрузку на добросовестных участников ВЭД. К пилотному проекту по прослеживаемости 10 групп товаров уже присоединились такие крупные налогоплательщики, как «Детский мир», «Бош», «Панасоник».
Параллельно ФНС работает над снижением административной нагрузки на бизнес. Так, срок камеральной проверки по НДС был сокращен с трех до двух месяцев, упростились требования к заявительному порядку его возмещения, развиваются процедуры бездокументарного подтверждения ставки НДС 0%.
Еще один инструмент, увеличивающий собираемость налогов, — налоговый мониторинг. Открывая свои информационные ресурсы и системы внутреннего контроля, крупнейшие налогоплательщики получают от налоговиков мотивированные мнения по применению налогового законодательства в различных ситуациях.