Стоимость имущества, принятого налогоплательщиком, применяющим УСН, по договору мены в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), включается в состав доходов от реализации.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение Верховного суда РФ от 14.10.2019 № 309-ЭС19-17982 |
Истец |
ИП Елфимов Ю. К. |
|
Ответчик |
ИФНС России по Свердловскому району города Перми |
Суть дела
Налогоплательщик — индивидуальный предприниматель применял УСН с объектом налогообложения «доходы». В декабре 2015 г. он заключил договор мены недвижимого имущества с другим предпринимателем. По договору налогоплательщиком было получено имущество стоимостью 8,7 млн руб. в обмен на переданное имущество (нежилые помещения) той же стоимости.
До передачи по договору мены нежилые помещения, принадлежавшие предпринимателю на праве собственности, сдавались им в аренду. При этом доходы от сдачи имущества в аренду отражались в книге учета доходов и расходов за 2014—2015 гг.
Передача имущества по договору мены не была учтена предпринимателем в составе доходов. Предприниматель полагал, что по этому договору им не осуществлялась реализация имущества и не был получен доход.
По результатам выездной налоговой проверки налоговики доначислили предпринимателю сумму налога, включив в облагаемый доход стоимость переданного имущества.
Предприниматель обратился в суд.
Решение судов
Суд первой инстанции встал на сторону налоговиков. Коллеги из апелляционного суда и суда округа первую инстанцию поддержали.
Посмотрим, какие аргументы привел суд первой инстанции в обоснование своей позиции (решение Арбитражного суда Пермского края от 19.11.2018 по делу № А50-19761/2018).
На основании п. 1 ст. 346.18 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, уплачивающие налог в связи с применением УСН, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
-
доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
-
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Исходя из положений ст. 249 НК РФ, доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных в расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, — передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе.
Пунктом 1 ст. 346.17 НК РФ предусмотрено, что в целях применения главы 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Согласно п. 1 ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Исходя из п. 2 ст. 567 ГК РФ, к договору мены применяются, соответственно, правила о купле-продаже (глава 30 ГК РФ). При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Если законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами (ст. 570 ГК РФ).
Суд не принял доводы предпринимателя о разовом характере сделки, об отсутствии признаков предпринимательской деятельности и оснований для квалификации полученного дохода как дохода в связи с ее осуществлением, поскольку определяющее в целях налогообложения значение, исходя из правовых позиций Конституционного суда РФ, приведенных в определениях от 14.07.2011 № 1017-О-О, от 22.03.2012 № 407-О-О, имеет предназначение имущества.
Спорное имущество, как подтверждено инспекцией, использовалось в предпринимательской деятельности, по параметрам и функциональным характеристикам не предназначено для использования в личных, семейных или иных отличных от предпринимательских целях.
Аргументы предпринимателя о том, что сделки совершены им как физическим лицом (в договорах не содержится указание на статус индивидуального предпринимателя) суд отклонил. Он указал, что право собственности на объект недвижимости регистрируется за гражданином как субъектом такого имущественного права вне зависимости от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 212 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Кроме этого, приобретение имущества физическим лицом до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не исключает последующее использование такого имущества в предпринимательской деятельности, как и осуществление до приобретения такого статуса предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В результате суд пришел к выводу, что выручка, полученная предпринимателем в результате отчуждения по договору мены ранее приобретенных им объектов недвижимости, подлежит налогообложению по правилам, установленным главой 26.2 НК РФ, как доход от предпринимательской деятельности.
Верховный суд согласился с выводами судов трех инстанций и отказал предпринимателю в передаче дела для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Позиция Минфина России
Минфин России при решении вопроса о налогообложении операций по договору мены имущества в рамках упрощенной системы налогообложения оперирует теми же нормами законодательства, что и суд в рассматриваемом деле. В письмах от 12.10.2011 № 03-11-06/2/141, от 24.06.2010 № 03-11-06/2/102, от 26.05.2004 № 04-02-05/2/25 он со ссылкой на положения п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 248, ст. 249 НК РФ и ст. 567 ГК РФ указал, что в состав доходов от реализации включается стоимость имущества, принятого налогоплательщиком, применяющим УСН, по договору мены в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги).