Анализ Счетной палаты (СП) показал, что региональные программы капремонта, реализация которых идет с 2014 г., пока со своими задачами не справляются. Согласно данным Росстата и Минстроя, объем жилого фонда с износом от 66 до 70% и выше не только не сокращается, а даже имеет тенденцию к увеличению. Другая проверка госаудиторов показала, что несмотря на принимаемые правительством меры не происходит существенного улучшения ситуации, связанной с сокращением объема и количества объектов незавершенного строительства.
Аудитор СП Светлана Орлова говорила на коллегии ведомства: «Капремонт направлен на улучшение жилищных условий значительного количества граждан. Так, на 1 января текущего года в 737 тыс. многоквартирных домов общей площадью порядка 2,5 млрд кв. метров, включенных в программы капремонта, проживало почти 93 млн человек. Это 64% общего населения страны».
Две трети россиян ожидают капремонта
С. Орлова подчеркнула, что бюджетные деньги на проведение капремонта практически не привлекаются. Граждане перечисляют деньги из своих, как правило, небольших доходов в виде взносов, а государство должно улучшить условия их проживания, проведя капремонт в установленные сроки и с надлежащим качеством.
Проведенный аудиторами анализ выявил ряд системных проблем в области капремонта, одна из которых связана с отсутствием единого порядка формирования региональных программ, а также системы технического учета жилищного фонда. «Проблемы с организацией технического учета приводят к тому, что органы местного самоуправления и управляющие компании предоставляют недостоверные данные о состоянии многоквартирных домов и износе их конструктивных элементов. Это, в свою очередь, негативно отражается на качестве формирования региональных программ, включая очередность проведения капремонта», — констатировала С. Орлова.
Кроме того, в программы капремонта систематически включаются аварийные дома, подлежащие сносу и реконструкции, или ветхие дома, ремонт которых экономически нецелесообразен. Так, с 2017 по 2019 г. Фонд ЖКХ выявил более 10 тыс. таких домов.
Реализация программ капремонта осуществляется в рамках принимаемых регионами краткосрочных (как правило, трехлетних) планов реализации. Однако до 20% этих планов не выполняются из-за недостаточной организации работы региональными операторами, длительности конкурсных процедур и срыва своих обязательств подрядчиками. Например, в 2018 г. было капитально отремонтировано более 42 тыс. домов и выполнено около 120 тыс. работ (услуг). Это только 78% от запланированных показателей.
Взносы граждан в два раза меньше необходимого минимума
Еще одна острая проблема — недостаточная финансовая устойчивость региональных программ капремонта. Так, на 1 января текущего года их общее финансовое обеспечение составляло только 55%. Краткосрочные планы капремонта на период 2019—2021 гг. обеспечены финансированием на уровне 82%. В результате возникают риски, что или их реализация будет приостановлена в ближайшее время, или они вообще не будут выполнены. По подсчетам СП, в большинстве регионов минимальный размер взноса на капремонт почти в два раза ниже экономически обоснованного размера. Причина в том, что субъекты устанавливают его с учетом доступности для граждан при существующем у них уровне доходов.
Проблемными остаются вопросы, связанные с проведением капремонта бывшим наймодателем (федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления). Как показал анализ, в настоящее время инвентаризация обязательств бывшего наймодателя никем не проведена. В Минстрое имеются только данные о вынесенных в отношении бывшего наймодателя судебных решениях. Перенос решения этой проблемы на неопределенный срок несет риски существенного увеличения расходов бюджетной системы как на проведение капремонта, так и на исполнение вынесенных судебных решений, предостерегли контролеры.
Присутствующий на заседании Коллегии министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев полностью согласился с выводами Счетной палаты. «Мы понимаем, что главная проблема сейчас — это несбалансированность фондов. И мы в этом плане работаем. За этот период отработали модельный план финансовой устойчивости региональных операторов и отработали его со всеми регионами, где такая проблема есть».
По словам главы строительного ведомства, существуют две причины дефицита денег на капремонт. Во-первых, недостаточно установленный платеж. Во-вторых, неорганизованность управляющих компаний, которые за счет фонда капремонта проводят работы, не входящие в обязательный перечень, например, устанавливают красивые фасады или подсветку.
Объем незавершенного строительства достиг 1,5 трлн руб.
Другая проверка ведомства показала, что несмотря на принимаемые правительством меры не происходит существенного улучшения ситуации, связанной с сокращением объема и количества объектов незавершенного строительства. Согласно данным, полученным аудиторами в ходе анализа, в январе 2019 г. в стране насчитывалось более 9 тыс. «проблемных» объектов незавершенного строительства (ОНС) с объемом вложений около 1,5 трлн руб.
Эти данные были озвучены в рамках Круглого стола в МИА «Россия сегодня», где специалисты обсуждали пути сокращения незавершенки. В ходе обсуждения эксперты пояснили, что структура ОНС складывается из планово строящихся и «проблемных» объектов — это «долгострой» и «брошенные объекты». «„Брошенные объекты“ и „долгострой“ — это на данный момент безрезультативно потраченные бюджетные средства, они существенно ухудшают городскую среду, создают неудобства для жителей. А в части объектов социального назначения рушат надежды людей на доступность медицины и образования», — заявила аудитор Счетной палаты С. Орлова.
Так, объем незавершенного строительства на 1 января 2019 г. в Ленинградской области составил 26 млрд руб. «Пусть эта цифра вас не пугает, это все так же делится на три „корзины“: текущее строительство, „долгострой“ и „брошенка“. Полагаю, что эту проблему нужно решать на федеральном уровне, а регионы подтянутся», — пояснил Михаил Москвин, заместитель председателя правительства Ленинградской области.
«Счетная палата ведет целое расследование „дела о незавершенке“ по стране. Мы согласны, что эти данные должны быть открыты для граждан. Открытая система поможет противодействовать появлению недостоверной информации. Нам нужны конкретные объекты, а не бухгалтерские записи», — прокомментировал ситуацию с ОНС Николай Николаев, председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной Думы. По его словам, нужно менять систему отчетности, которая сейчас основывается на освоении средств, а не на результатах.
Чтобы заинтересованным лицам стало проще ориентироваться на современном строительном рынке, Счетная палата запустила интерактивную карту по учету ОНС. А в декабре ведомство планирует активировать платформу, где каждый гражданин, регион и ведомство смогут получить подробную информацию о своих объемах незавершенного строительства.
К сведению
Получить разрешение на строительство стало значительно проще
Минстрой России опубликовал информацию о результатах ежегодного рейтинга Всемирного банка Doing Business. По направлению «Получение разрешений на строительство» Россия поднялась за год на 22 позиции, заняв 26-е место среди 190 оцениваемых стран.
В 2018 г. по этому направлению был зафиксирован подъем на 67 позиций — Россия переместилась со 115-го на 48-е место в рейтинге. Расчет позиции в рейтинге рассчитывается на основе показателей двух городов — Москвы (вес 70%) и Санкт-Петербурга (вес 30%). Подъем на 22 позиции, произошедший в текущем году, позволил России обогнать такие страны, как Германия и Китай, расположившиеся на 30-й и 33-й позициях, и вплотную приблизиться к показателям Великобритании и США, занимающим в рейтинге 23-ю и 24-ю строки.
«Ключевым фактором улучшения показателей в рейтинге стала оптимизация процедур технологического присоединения, в том числе в рамках реализации пилотного проекта по переводу услуг ресурсоснабжающих организаций в электронный вид, регламентируемого постановлением Правительства РФ № 955», — отметил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев.
Эксперты Всемирного банка также учли ранее реализованные Минстроем России реформы по сокращению срока выдачи разрешений на строительство (до 7 рабочих и 9 календарных дней) и градостроительных планов земельных участков (до 20 рабочих и 28 календарных дней).
Глава Минстроя сообщил, что на федеральном уровне рассматривается дальнейшее сокращение сроков ключевых административных процедур. Сроки выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию планируется сократить до пяти рабочих дней, срок выдачи ГПЗУ — до 14 рабочих дней. Согласно данным рейтинга, сегодня для строительства небольшого непроизводственного объекта в России потребуется пройти 13 административных процедур, потратив на это 165 дней. Затраты на административные процедуры для строительства такого объекта составят 1,1% от стоимости объекта.