Предельный срок для взыскания штрафных санкций через суд отсчитывается со дня истечения установленного срока для сдачи формы СЗВ-М, а не со дня, когда компания представила эти сведения (постановление АС Уральского округа от 04.10.2019 по делу № А47-15900/2018).
Суть дела
Компания сдала форму СЗВ-М за октябрь 2017 г. по одному работнику с нарушением срока. Вместо 15 ноября 2017 г. она представила ее только 28 февраля 2018 г.
В апреле 2018 г. управление ПФР составило акт о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете. А в мае было вынесено решение о привлечении компании к ответственности за несвоевременную сдачу сведений по форме СЗВ-М.
В связи с тем, что добровольно компания штраф не уплатила, управление ПФР 14 декабря 2018 г. подало иск в суд. Оно полагало, что срок для обращения в суд не пропущен. Логика его рассуждений была следующей.
Поскольку подавалась форма СЗВ-М с признаком «Исходная», моментом обнаружения правонарушения является 28 февраля 2018 г. Федеральным законом от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не установлен срок составления акта, которым фиксируется выявленное нарушение. Согласно положениям ст. 17 данного закона предельный срок взыскания штрафных санкций включает в себя: 5 дней на направление акта о выявленном правонарушении страхователю, 6 дней на доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (плюс 1 месяц), 6 дней на доставку решения, 10 дней на вступление в силу решения, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 10 дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании. Управление в эти сроки уложилось. Требование об уплате штрафа, выставленное компании, должно было быть исполнено до 6 августа 2018 г. С этой даты до 14 декабря 2018 г. прошло только 4 месяца и 8 дней. Следовательно, срок для обращения в суд не пропущен.
Решение судей
Суды трех инстанций с позицией управления не согласились. Вот какие доводы они привели.
С 1 января 2017 г. сроки, связанные с контролем за уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование, в силу положений Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ регулируются налоговым законодательством. Поэтому управление при составлении акта, вынесении решения и требования об уплате штрафных санкций должно было руководствоваться положениями ст. 101.4 НК РФ, которой установлены порядок и сроки производства по делу о совершении налоговых правонарушений. Этой нормой установлен срок для составления акта — 10 дней с момента выявления правонарушения.
В пункте 9 информационного письма от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Президиум ВАС РФ указал, что пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. А в пункте 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом сроков проведения контрольных мероприятий не изменяет порядок исчисления сроков для принудительного взыскания налога, установленный НК РФ.
По мнению судов, поскольку процедуры взыскания налогов и страховых взносов тождественны, эти правовые позиции применимы и к страховым взносам.
Отстаивая свою позицию, управление ссылалось на то, что моментом обнаружения правонарушения является 28 февраля 2018 г. Поэтому все сроки должны отсчитываться от этой даты. Однако суды указали, что для формы СЗВ-М за октябрь 2017 г. предусмотрен срок сдачи — не позднее 15 ноября 2017 г. Соответственно, именно с этого момента управление должно было обнаружить совершенное компанией правонарушение. И сроки проведения проверки, составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа (в совокупности составляющие 11 месяцев) должны отсчитываться от этой даты, а не от даты представления компанией формы СЗВ-М 28 февраля 2018 г.
Поскольку при таком расчете управлением был пропущен установленный законом срок для обращения с иском в суд, арбитры отказали во взыскании с компании штрафных санкций.
Аналогичную логику рассуждений АС Уральского округа продемонстрировал в постановлении от 27.09.2019 по делу № А34-2099/2019.