В очередном докладе Института «Центр развития» НИУ ВШЭ об интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности эксперты ЦР также проанализировали поквартальную динамику денежных доходов населения с I квартала 2013 г., рассчитанную Росстатом по обновленной методологии. Это, несомненно, должно вызвать дополнительный читательский интерес.
Сначала — о «традиционном» содержании доклада ЦР НИУ ВШЭ. Напомним, что в нем рассматривается динамика интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности (то есть динамика среднесуточного производства, очищенного от влияния календарного и сезонного факторов) относительно предыдущего месяца; декабря предыдущего года и января 2010 г.
В сентябре 2019 г. к предыдущему месяцу
Cводный индекс интенсивности выпуска товаров и услуг относительно предыдущего месяца увеличился на 0,8%. Основной вклад в общую величину прироста этого показателя внесли сельское хозяйство, оптовая торговля и строительство, обеспечившие около 90% прироста по группе видов экономической деятельности с ростом интенсивности. Уменьшение интенсивности имело место в обрабатывающих производствах.
Из видов экономической деятельности, ранее (до перехода на классификатор ОКВЭД) относившихся к промышленному производству, в сентябре 2019 г. по сравнению с предыдущим месяцем интенсивность выпуска продукции рыболовства выросла на 1,2%, а выпуска продукции лесозаготовок снизилась на 2,8%.
В сентябре 2019 г. относительно предыдущего месяца интенсивность оборота розничной торговли практически не изменилась. При этом, отмечают авторы доклада, интенсивность продаж непродовольственных товаров увеличилась на 0,4%, а продаж пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий уменьшилась на 0,4%. Интенсивность оборота общественного питания выросла на 0,4%, предоставления платных услуг населению — увеличилась на 0,9%. Увеличение интенсивности продаж непродовольственных товаров, оборота общественного питания и предоставления платных услуг населению обусловило прирост интенсивности потребительских расходов населения на 0,2%.
За рассматриваемый период индекс интенсивности перевозок грузов транспортом увеличился на 0,3% (за счет автомобильного и железнодорожного), а грузооборота — снизился на 0,2% за счет всех рассматриваемых видов транспорта, кроме железнодорожного.
Индекс интенсивности погрузки основных грузов на железнодорожном транспорте в сентябре 2019 г. по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 0,6% по большинству основных видов грузов. Наиболее заметный рост интенсивности наблюдался в погрузке каменного угля.
По сравнению с декабрем 2018 г.
В сентябре 2019 г. по сравнению с декабрем 2018 г. сводный индекс увеличился на 3,8%. Увеличение индекса имело место в оптовой торговле, строительстве, сельском хозяйстве, перевозках грузов транспортом, обрабатывающих производствах, розничной торговле и добыче полезных ископаемых. Уменьшение интенсивности наблюдалось учеными ЦР в обеспечении электрической энергией, газом и паром.
Интенсивность оборота розничной торговли увеличилась на 0,6% при увеличении интенсивности продаж непродовольственных товаров на 1,3% и снижении — пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на 0,3%. Объем платных услуг населению увеличился на 1,1%. С учетом увеличения интенсивности оборота общественного питания интенсивность потребительских расходов населения возросла на 0,8% с начала текущего года.
За период с декабря 2018 г. по август 2019 г. объем банковских вкладов физических лиц увеличился на 3,2%, их задолженность по кредитам на потребительские цели выросла на 11,3%, а по кредитам на покупку жилья — на 8,8%.
Интенсивность рыболовства снизилась на 1,5%, а лесозаготовок — на 8,1%. Индекс интенсивности перевозок грузов в сентябре 2019 г. по сравнению с декабрем 2018 г. увеличился на 5,3% за счет автомобильного, трубопроводного и железнодорожного видов транспорта.
Интенсивность грузооборота транспорта снизилась на 0,3% Интенсивность погрузки грузов на железнодорожном транспорте увеличилась на 0,2%. При этом, отмечают авторы доклада, наиболее ощутимо увеличилась интенсивность погрузки удобрений (на 5,1%), строительных грузов и цемента (на 2,5%), каменного угля (на 2,5%). Заметное снижение погрузки лесных грузов аналитики ЦР объясняют, в первую очередь, необычно возросшими площадями лесных пожаров, затруднивших заготовку и вывозку древесины.
С января 2010 г.
За весь период наблюдения (с января 2010 г. по сентябрь 2019 г.) сводный индекс интенсивности выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности увеличился на 20,3%, причем, отмечают авторы исследования, рост имел место в семи из восьми рассматриваемых видов деятельности.
Наиболее заметный вклад в прирост сводного индекса интенсивности внесли обрабатывающие производства, а самого высокого темпа прироста интенсивности (58,4%) достигло сельское хозяйство. Снижение интенсивности в рассматриваемом периоде вследствие, в первую очередь, энергосбережения в производстве и в быту имело место в обеспечении электрической энергией, газом и паром.
Из видов экономической деятельности, ранее относившихся к промышленности, интенсивность лесозаготовок выросла на 31,2%, а интенсивность рыболовства уменьшилась на 17,2%.
Увеличение индекса интенсивности оборота розничной торговли на 14,2% за рассматриваемый период было достигнуто при росте интенсивности продаж непродовольственных товаров на 26,9% и продаж пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий — на 0,7%. Интенсивность оборота общественного питания возросла на 27,1%, предоставления платных услуг населению — на 12,5%, потребительских расходов населения в целом — на 14,3%.
Интенсивность перевозок грузов транспортом относительно января 2010 г. увеличилась на 12,9% в результате ее роста на всех видах транспорта, кроме водного.
Сезонно скорректированная погрузка основных видов грузов на железнодорожном транспорте возросла за рассматриваемый период на 13%, главным образом, отмечают эксперты ЦР, за счет роста погрузки удобрений (на 44,8%), каменного угля (на 33,5%), железной и марганцевой руды (на 20,7%). Снижение погрузки имело место для нефти и нефтепродуктов (на 3,6%), а также для лесных грузов (на 1,8%).
Динамика денежных доходов населения
Росстат опубликовал ретроспективные поквартальные динамические ряды денежных доходов населения по видам доходов с I квартала 2013 г., рассчитанные по обновленной методологии, что, отмечают авторы доклада, позволяет возобновить ежеквартальный анализ их динамики с учетом сезонной и календарной корректировки.
Ученые ЦР поясняют, что в данном случае речь идет о полном объеме денежных доходов населения, то есть без вычета из них обязательных платежей и взносов, что необходимо для перехода к величине располагаемых доходов, обычно рассматриваемых статистикой уровня жизни населения. Поскольку данные статистики содержат показатели обязательных платежей и взносов только в целом, это, объясняют аналитики, не дает возможность рассчитать показатели располагаемых доходов по их видам.
По обновленной методологии, отмечают авторы доклада, произошло заметное перераспределение соотношений между видами доходов в пользу прочих доходов, в первую очередь, за счет оплаты труда, включая скрытую, а также, в меньшей степени, за счет доходов от предпринимательской деятельности и от собственности.
Скорее всего, полагают ученые ЦР, наиболее существенную роль в увеличении доли прочих доходов по сравнению с предыдущим вариантом методологии сыграло включение в их состав доходов, укрываемых от налогообложения путем незаконного обналичивания денежных средств. В предыдущей версии методологии этот вид доходов, наиболее вероятно, по мнению ученых, учитывался в расчетной величине скрытой оплаты труда, равной превышению общего объема расходов над общей суммой официально учитываемых доходов. Аналитики ЦР предполагают, что по обновленной методологии к скрытой оплате труда относятся «зарплаты в конвертах» из законно полученных наличных средств.
Всплеск инфляции в 2014 — 2015 гг. при последующем незначительном темпе роста экономики с конца 2016 г. обусловили снижение уровня реальных доходов населения. По сравнению с I кварталом 2013 г. их общий объем в III квартале 2019 г. уменьшился на 4,4%, причем, замечают авторы анализа, это в меньшей степени затронуло заработную плату, включая скрытую (сокращение на 1,2%) и доходы от собственности (сокращение на 4,9%), существенный удельный вес в составе которых занимают дивиденды, проценты по денежным средствам на банковских счетах физических лиц, выплаты по ценным бумагам.
В значительно большей степени за этот период уменьшились доходы от предпринимательской деятельности (на 14,6%), в состав которых входят доходы от реализации продукции личных подсобных хозяйств, неформальной деятельности самозанятых, от сдачи в аренду жилья и подобной деятельности. Уровень благосостояния занятых в сфере индивидуального предпринимательства снизился в большей степени, чем у занятых в бюджетном секторе и в негосударственных организациях крупного и среднего бизнеса.
С начала 2019 г. (в III квартале по сравнению с IV кварталом 2018 г.) уровень доходов населения увеличился на 3% в существенной степени за счет увеличения прочих доходов (на 8,5%) и оплаты труда, включая скрытую (на 2,8%).
Динамика доходов населения относительно предыдущего периода в III квартале 2019 г. несколько улучшилась по сравнению с наблюдавшейся во II квартале. Это улучшение, подчеркивают эксперты ЦР НИУ ВШЭ, произошло в решающей степени за счет увеличения прочих доходов (включающих доходы, укрываемые от налогообложения путем незаконного обналичивания денежных средств), и оплаты труда, включая скрытую (учитывающую «зарплаты в конвертах»).
Поквартальная динамика индексов интенсивности динамики денежных доходов населения относительно IV квартала предыдущего года и I квартала 2013 г., %
|
Денежные доходы всего |
Доходы от предпринимательской деятельности |
Оплата труда, включая скрытую |
Социальные выплаты |
Доходы от собственности |
Прочие доходы |
I кв. 2017 к IV кв.предыдущего года |
99,9 |
99,9 |
100,9 |
101,4 |
95,0 |
96,8 |
II кв. 2017 к IV кв. предыдущего года |
99,1 |
99,6 |
101,2 |
99,5 |
88,5 |
94,9 |
III кв. 2017 к IV кв. предыдущего года |
98,5 |
99,1 |
101,2 |
97,4 |
84,0 |
94,9 |
IV кв. 2017 к IV кв. предыдущего года |
99,0 |
99,8 |
102,3 |
97,5 |
82,2 |
94,3 |
I кв. 2018 к IV кв. предыдущего года |
101,4 |
101,9 |
102,4 |
101,1 |
102,5 |
97,0 |
II кв. 2018 к IV кв. предыдущего года |
102,0 |
103,5 |
103,9 |
102,2 |
105,3 |
92,4 |
III кв. 2018 к IV кв. предыдущего года |
101,5 |
103,5 |
104,6 |
102,8 |
104,7 |
87,7 |
IV кв. 2018 к IV кв. предыдущего года |
101,0 |
101,7 |
105,3 |
102,3 |
103,0 |
83,4 |
I кв. 2019 к IV кв. предыдущего года |
100,1 |
98,5 |
100,6 |
99,2 |
99,5 |
97,7 |
II кв. 2019 к IV кв. предыдущего года |
101,0 |
98,6 |
101,2 |
99,5 |
100,4 |
100,5 |
III кв. 2019 к IV кв. предыдущего года |
103,0 |
99,5 |
102,8 |
100,8 |
102,4 |
108,5 |
III кв. 2019 к I кв. 2013 |
95,6
|
85,4
|
98,8
|
94,4
|
95,1
|
93,2
|