Усилить контроль за международными автомобильными перевозками, увеличив количество точек контроля, намерен Минтранс России. Разработанный ведомством законопроект одобрен Правительством РФ и внесен в Государственную Думу.
Госавтодорнадзор получит дополнительные полномочия для осуществления государственного контроля за международными автомобильными перевозками. Произойдет это в случае одобрения правительственного законопроекта «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения“». Документ зарегистрирован в нижней палате парламента под № 831156-7.
Проектом предлагается разрешить проведение контрольных мероприятий на остановочных пунктах, в том числе расположенных на автостанциях, автовокзалах; в иных местах, расположенных в границах населенных пунктов, а также вне определенных мест в случае высадки и посадки пассажиров.
Авторы инициативы указывают, что в настоящее время в силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.98 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее — Закон) контроль осуществляется только на стационарных и передвижных контрольных пунктах и на таможне. Такой надзор не в полной мере обеспечивает проверку соблюдения перевозчиками как международного, так и российского законодательства, в том числе в части соблюдения требований отправки автобусов с установленных мест. Так, пунктом 11 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств — участников Содружества Независимых Государств (утв. Конвенцией о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, заключена в г. Бишкеке 09.10.97) установлено, что отправление и прибытие автобусов международного сообщения осуществляется только с автовокзала (автостанции). Но проверить соблюдение этого требования из-за пробелов в российском Законе нельзя.
Вместе с тем, отмечают авторы инициативы, в Ространснадзор поступают многочисленные обращения о фактах несанкционированной посадки пассажиров в автобусы и (или) высадки из автобусов, следующих в международном пассажирском сообщении, вне автовокзалов и автостанций. Такое часто происходит, например, у железнодорожных вокзалов крупных городов.
В странах СНГ ситуация с контролем за международным транспортом неоднозначна. Армения и Киргизия в границах своих государств перевозки не регулируют. Законодательства Белоруссии и Казахстана, напротив, разрешают проверку перевозчиков в любых местах: на автомобильных дорогах общего пользования, на улицах, не отнесенных к автомобильным дорогам.
Изучив опыт соседей, Минтранс предложил расширить возможности Госавтодорнадзора по проверке перевозчиков, расширив количество возможных мест контроля.