В нижнюю палату парламента внесен законопроект, который обяжет органы государственной власти и местного самоуправления до принятия решения об изъятии земельного участка под многоквартирным домом провести все необходимые процедуры, связанные с образованием участка, внеся сведения о его границах в Единый государственный реестр недвижимости. Без этой процедуры изымать участки будет запрещено.
Изменения предлагается внести в ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие ЖК РФ) и ст. 56.6 Земельного кодекса РФ.
ЖК РФ предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав собственников помещений в многоквартирном доме при изъятии земельного участка, на котором расположен МКД. Собственникам помещений предлагается либо возмещение за изымаемое жилое помещение, либо другое жилое помещение. Размер возмещения определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ. В него входит в том числе рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, включая стоимость земельного участка. Но корреспондирующие нормы российского законодательства таковы, что рассчитывать на справедливое возмещение жителям переселяемых домов затруднительно.
Во-первых, государственные органы власти и органы местного самоуправления в ряде случаев до сих пор не исполнили требование Закона о введении в действие ЖК РФ: не внесли в реестр сведения о земельных участках под МКД, образованных после 01.03.2005. Отсутствие в реестре сведений о таких земельных участках приводит к ущемлению конституционного права собственников на получение равноценного возмещения при принудительном отчуждении имущества для государственных или муниципальных нужд. Авторы инициативы уверены, что неисполнение уполномоченными органами своих обязанностей по образованию земельного участка не должно приводить к нарушению законных интересов собственников изымаемых помещений. А посему они предложили ст. 16 Закона о введении в действие ЖК РФ дополнить новой частью. Согласно предлагаемой редакции, норма будет гласить, что решение об изъятии земельного участка под МКД не может быть принято до внесения сведений о его границах в ЕГРН.
Во-вторых, ч. 8 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ допускает принятие решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд при отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на этот участок. Конфликт двух норм — существующей и предлагаемой — предлагают разрешить установлением в ЗК РФ положения о том, что особенности принятия решения об изъятии земельного участка под МКД для государственных и муниципальных нужд устанавливаются федеральным законом, то есть Законом о введении в действие ЖК РФ.
И, наконец, в-третьих. В настоящее время распространена практика образования земельных участков, на которых расположены МКД, по их границе (контуру). Так, для многоквартирных домов, признанных аварийными, п. 9 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (утв. приказом Минстроя России от 07.03.2019 № 153/пр), органам местного самоуправления прямо рекомендовано образовывать земельные участки именно таким образом. Это ухудшает положение собственников изымаемых жилых помещений, существенно уменьшая размер возмещения. Для домов, не являющихся аварийными, образование земельного участка по границам дома приводит к нарушению прав собственников помещений в многоквартирном доме на наличие необходимой для эксплуатации МКД придомовой территории.
В этой связи проектом закона предлагается установить прямой запрет на образование земельного участка по границам многоквартирного дома.
Законопроект зарегистрирован в Госдуме под № 831790-7.