Оценивая предварительные данные Росстата о росте ВВП в III квартале текущего года от 13 ноября, Минэкономразвития России признает, что его более ранний предварительный расчет оказался несколько завышен. Но МЭР продолжает держаться позиции, что траектория экономического роста в 2019 г. остается на уровне официального прогноза. Независимые эксперты с этим не согласны.
После выхода предварительных данных Росстата о приросте российской экономики в III квартале 2019 г. (1,7% год к году) Минэкономразвития России оперативно признает, что они оказались несколько ниже его оценки на основе оперативных данных (1,9% соответственно).
В результате, по расчету МЭР, в целом за девять месяцев 2019 г. темп прироста ВВП в годовом сопоставлении оценивается на уровне 1,1%. Это ниже итогового официального прогноза ведомства за текущий год — 1,3%. Однако наблюдаемая аналитиками МЭР поквартальная динамика ВВП свидетельствует им о возвращении экономики на траекторию прироста темпом 1,5—2,0% год к году. В IV квартале ими ожидается сохранение темпов прироста экономики приблизительно на уровне III квартала, что соответствует прогнозу Минэкономразвития России в 2019 г. (названные 1,3%).
Независимые экономисты по этому поводу пессимистичны. Так, директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов в «Ведомостях» отмечает, что теперь, чтобы рост ВВП по итогам года совпал с прогнозом Минэкономразвития, экономика должна вырасти в IV квартале на 1,9% в годовом выражении, что, по его мнению, выглядит «фантастически», а более реальный прогноз — прирост ВВП по итогам года на 1%.
Такой же итоговый результат прогнозируют и эксперты «Промсвязьбанка». При этом главный его аналитик Денис Попов соглашается, что для обеспечения роста ВВП в 2019 г. на уровне официального прогноза в IV квартале достаточно поддержать прирост экономики на уровне 1,6—1,7%. Это, по мнению эксперта, выглядит возможным, с учетом того, что рост реальных располагаемых доходов населения с высокой вероятностью продолжится (на фоне индексации в октябре зарплат бюджетников и снижения инфляции). Кроме того, отмечает он, ожидается усиление бюджетных расходов в стремлении устранить их отставание от плана.
Тем не менее ПСБ оставляет реалистичным риск торможения роста промышленности и углубления спада чистого экспорта на фоне ухудшения глобальной экономической активности. Кроме того, отмечает Д. Попов, сохраняются опасения, что ускорение роста в промышленности в III квартале обусловлено разовыми факторами и предприятия в значительной степени работали «на склад».
Подождем, итоги IV квартала всех рассудят.