Индекс потребительского доверия в России продолжает уверенное восстановление третий период подряд. В III квартале 2019 г. его значение составило 73 п., что на 4 п. выше относительно предыдущего квартала, следует из глобального исследования потребительского доверия The Conference Board, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen. Опрос показал, что основной строкой расходов граждан являются жилищные вопросы.
Индекс потребительского доверия в исследовании The Conference Board складывается из трех показателей: оценка потребителями перспектив на рынке труда, уровень финансового благополучия и готовность тратить деньги. И в III квартале 2019 г. все три показателя улучшились. На 4 п.п. до 24% увеличилось число тех, кто с оптимизмом оценивает перспективы на рынке труда. На 4 п.п. до 24% выросло число считающих, что сейчас подходящее время тратить деньги, а 34% (+1 п.п.) ожидают «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие полгода.
Несмотря на уверенный рост основных показателей индекса, 79% россиян уверены, что страна находится в рецессии. Это на 2 п.п. больше, чем в предыдущем квартале.
В III квартале 2019 г. 79% российских потребителей сказали, что у них есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), что на 3 п.п. больше, чем в предыдущем квартале. Россияне увеличили траты на покупку новой одежды (39% опрошенных тратят на нее свободные средства, +2 п.п. относительно предыдущего квартала), проведение отпуска (34%, +3 п.п.), выплату долгов и кредитов (32%, +1 п.п.) и формирование сбережений (29%, +1 п.п.).
Однако экономить стало больше россиян — 69% по сравнению с 67% во II квартале.
В III квартале россияне всерьез запереживали об экономике страны, доля обеспокоенных этим вопросом выросла больше всего — на 5 п.п. до 23%. Среди других поводов для беспокойства — состояние здоровья (23%, –6 п.п.), рост цен на еду (25%, –2 п.п.) и увеличение тарифов на электроэнергию и газ (24%, +1 п.п.). Каждый десятый россиянин переживает о нарушении баланса работы и личной жизни (10%, +1 п.п.).
Основная строка расходов, на которую россияне тратят почти четверть своего месячного бюджета (23%), — жилищные вопросы (оплата аренды, ипотеки, ЖКХ и иных расходов).