По данным потребительской панели GfK, объем покупок (в кг) целого ряда свежих овощей снижается: капусты на 12%, моркови — на 6,6%, сладкого перца — на 6,9%. Картофель также потерял почти –5,8% в объемах. Эксперты считают, что россияне вынуждены снизить потребление овощей из-за стремления питаться дешево и разнообразно. Стремление минимизировать расходы на питание подтверждают данные опроса ВЦИОМ. В целях экономии абсолютное большинство граждан (90%) едят домашние заготовки — консервированные огурцы и помидоры, сделанные в домашних условиях.
По данным экспертов GfK, которые сопоставили данные за второй квартал текущего и прошлого года, чуть ли не половина расходов потребителей на свежие овощи приходится на огурцы и помидоры, в том числе черри (45,7%). Но снижение их потребления не такое заметное, как у других базовых категорий. А покупки помидоров черри так и вовсе растут уверенными темпами и в объемах, и в деньгах.
В целом объем покупок свежих овощей в России уменьшился на 4,8%. Снижение зафиксировано во всех регионах, кроме Южного, включая Северный Кавказ. Больше всего просели покупки категории в Северо-Западном регионе (на 12,5%),где и без того не самые высокие объемы на семью. Для сравнения, в Южном регионе — рекордсмене по потреблению овощей — в среднем домохозяйства покупают 156 кг свежих овощей в год, в Северо-Западном — 116 кг.
Аналитики полагают, что есть несколько причин отрицательной динамики в покупках свежих овощей. С одной стороны, это сравнительно высокие цены. Средняя цена на овощи за последние пять лет выросла на 22% в сравнении с докризисным периодом 2014 г., что существенно, учитывая снижение покупательной способности населения. С другой стороны, для тех, кто стремится к экономии и/или разнообразию, есть выбор, на что тратить свой бюджет. Для сравнения, 1 кг свежих овощей (в среднем по категории) стоит 56 руб. А цена за упаковку круп —49 руб., пасты/макарон — 41 руб.
Помимо денег, люди стремятся экономить время на приготовление еды. В итоге базовые категории овощей, в том числе свежие капуста, картофель, морковь, теряют объемы из-за переключения покупателей на альтернативу.
GfK изучила переключения внутри потребительской корзины и то, как они влияют на разные категории овощей. Так, вместо капусты (белокочанной/краснокочанной) и моркови потребители предпочитают покупать огурцы и помидоры. Растет потребление брокколи, брюссельской капусты и тыквы. Но главные «приобретатели» — не столько другие виды овощей, сколько паста/макароны и разнообразные крупы, в том числе такие, как булгур, пшеничная крупа, чечевица и другие.
Стремясь минимизировать расходы на питание, абсолютное большинство россиян (90%) едят домашние заготовки — консервированные продукты, сделанные в домашних условиях. Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения показал, что лишь 9% наших сограждан не едят домашние заготовки.
В семьях 85% россиян делают домашние заготовки, а в селах их доля достигает 93%. Основные причины, по которым россияне закрывают банки — это вкусно и экономно (38% и 35% соответственно). О более высоком качестве домашних продуктов по сравнению с покупными говорят 32%, а об их пользе — 31%.
Используют домашнюю консервацию как метод сохранения урожая 23%, получают удовольствие от приготовления домашних заготовок 17%, а делают их по привычке 15% опрошенных. Каждый десятый (10%) респондент сообщил, что консервирует продукты с целью их подарить. Для 8% россиян заготовки — это необходимая часть их рациона.
Наиболее популярные среди россиян виды продуктов для консервации — помидоры (73%) и огурцы (70%). Также россияне делают домашние заготовки из капусты (32%), ягод (24%), перца (23%), яблок (22%) и кабачков (21%). Чуть меньшей популярностью пользуются грибы (16%), морковь (15%), баклажаны (14%) и овощи в целом (14%).
Для приготовления домашних заготовок более половины россиян выращивают или собирают урожай самостоятельно — 64%. Чаще из своих продуктов делают заготовки жители малых городов с населением до 100 тыс. человек (71%) и сел (70%). Покупает продукты для заготовок на рынке или в магазине каждый десятый (12%), преимущественно жители городов с 500—900 тыс. жителей (23%). Как из собственных, так и из покупных в равной степени готовят консервы 23% опрошенных, чаще — жители столиц (28%) и городов-миллионников (30%).
До следующего сбора урожая успевают использовать (съесть, подарить, продать) практически все сделанные в семье заготовки 58% опрошенных. Каждый четвертый сообщает (23%), что они используют больше половины заготовок, а каждый десятый (12%) — примерно половину.