Конституционный суд в постановлении от 31.10.2019 № 32-П признал отдельные положения действующего законодательства, касающиеся возврата переплаты по страховым взносам, не соответствующими Конституции РФ.
Поводом для рассмотрения Конституционным судом вопроса, связанного с возвратом переплаты страховых взносов, послужил запрос Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ.
Суть дела
До Судебной коллегии ВС РФ дошел спор компании с отделением ПФР.
Компания в июле 2017 г. подала заявление о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за январь — июнь 2014 г. Но отделение ПФР в возврате отказало, поскольку данные суммы были учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
Суды трех инстанций признали отказ правомерным. Ведь для этого есть законное основание. Дело в том, что согласно ч. 22 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) возврат излишне уплаченных страховых взносов не производится, если они учтены (разнесены) Пенсионным фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Аналогичные положения содержатся и в п. 6.1 ст. 78 НК РФ.
Компания посчитала, что эти нормы лишают ее права распорядиться излишне уплаченными суммами страховых взносов, и обратилась в Верховный суд. Определением от 24.04.2019 № 307-КГ18-21424 судебная коллегия приостановила рассмотрение дела. Она направила в Конституционный суд запрос о соответствии установленного порядка возврата страховых взносов Конституции РФ.
Мнение Конституционного суда
Суд указал, что ограничение, установленное ч. 22 ст. 26 Закона № 212-ФЗ и п. 6.1 ст. 78 НК РФ, обусловлено природой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как обязательных платежей, которые уплачиваются в Пенсионный фонд. Их целевым назначением является обеспечение прав граждан на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Специфика страховых взносов
Страховые взносы имеют свою правовую специфику, отличающую их от налогов. Она заключается в том, что для страхователей-работодателей они представляют собой обязательную составную часть расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц выступают материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам. При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления Конституционного суда РФ от 30.11.2016 № 27-П, от 10.07.2007 № 9-П, от 24.02.98 № 7-П).
Это гарантируется структурой тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. С 1 января 2012 г. она включает в себя солидарную и индивидуальную части. Из них лишь индивидуальная часть предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица. Поэтому только она учитывается в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета.
Когда возврат возможен, а когда — нет
В соответствии с действующим законодательством страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию устанавливается застрахованным лицам со дня обращения. При его назначении суммы страховых взносов, учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, преобразуются в пенсионные права. С этого момента страховые взносы перестают существовать в прежнем качестве, что лишает страхователя экономических и правовых оснований на возврат излишне уплаченных сумм.
Однако если у застрахованного лица не наступил страховой случай, расчет размера страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию не производится. Конституционный суд указал, что изменение сумм страховых взносов, начисленных в отношении таких лиц (в излишнем размере), не может приводить к уменьшению выплачиваемого страхового обеспечения или изъятию уже выплаченных денежных средств, то есть к нарушению прав и законных интересов застрахованных лиц. Тем более что наряду с возложением на страхователя обязанности представлять органам ПФР соответствующие сведения о застрахованных лицах ему также дано право дополнять и уточнять эти сведения.
Таким образом, до наступления у застрахованного лица страхового случая отсутствуют препятствия для возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов. При этом неважно, были они начислены по индивидуальной или солидарной части тарифа.
Что касается солидарной части тарифа, то поскольку на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица уплаченная по ней сумма взносов не отражается, корректировка ее размера не может приводить к нарушению прав и законных интересов застрахованных лиц и после наступления страхового случая.
Неконституционность оспариваемых положений
В своих рассуждениях Конституционный суд обратился к правовой позиции, сформированной им в определениях от 25.05.2017 № 959-О, от 24.09.2013 № 1277-О, от 21.12.2011 № 1665-О-О, от 08.02.2007 № 381-О-П. Она заключается в том, что на переплаченные суммы налога распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку их уплата произведена при отсутствии законного на то основания.
Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов, осуществляется на основе конституционных принципов равенства, соразмерности ограничений, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. В связи с этим суд пришел к выводу, что вышеуказанная правовая позиция в полной мере относится и к случаям переплаты страховых взносов. Поэтому рассматриваемое ограничение на возврат страхователю излишне уплаченных страховых взносов, применяемое без учета того, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай, а также безотносительно структуры тарифа страховых взносов, влечет нарушение конституционных принципов защиты права частной собственности, равенства и соразмерности публичных платежей.
В результате Конституционный суд обязал федерального законодателя внести в правовое регулирование страховых взносов соответствующие изменения. Он также указал, что до внесения изменений при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата в части страховых взносов, уплаченных по солидарной части тарифа. А в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, недопустимо ограничивать возврат и страховых взносов, уплаченных по индивидуальной части тарифа.