На депозитах российских предпринимателей, по оценке Минфина России, сегодня лежат 30 трлн руб. Чтобы стимулировать бизнес вкладывать эти огромные средства в реальный сектор экономики, правительство разработало пакет законопроектов о развитии инвестиционной деятельности. Он предполагает стабильность налогов и сохранение условий технического регулирования, лицензирования, землепользования и застройки для новых инвестиционных проектов.
В последнее время в России создана стабильная макроэкономическая среда, подчеркнул на парламентских слушаниях, посвященных пакету законопроектов о развитии инвестиционной деятельности, глава Минфина Антон Силуанов. «У нас предсказуемый курс, снижаются инфляция и процентные ставки, — отметил министр. — Но до сих пор еще есть риски в регуляторной среде у наших предпринимателей. Когда мы стали обсуждать с бизнесом, какие шаги нам сделать, чтобы стимулировать наших предпринимателей к вложению собственных средств в новые проекты, они рекомендовали нам принять законы, которые стабилизировали бы условия их деятельности. Мы говорим о том, что на депозитах у предпринимателей лежат 30 трлн, и считаем необходимым создать условия для того, чтобы имеющиеся у бизнеса денежные средства работали на цели экономического роста».
Пакет законопроектов предлагает два ключевых решения. Во-первых, это стабилизация тех решений, которые влияют на бизнес-проекты для всех предпринимателей.
Речь идет об общем инвестиционном режиме. Он предусматривает отсрочку вступления в силу нормативно-правовых актов, которые приводят к дополнительным издержкам для бизнеса и влияют на те проекты, которые предприниматели намерены реализовывать.
«Это в первую очередь отсрочки по налогам, — заметил г-н Силуанов. — Мы говорим о трех налогах: налоге на прибыль, налоге на землю, имущественных налогах. И мы говорим о том, что изменения по этим налогам, которые могут негативно повлиять на реализацию бизнес-проектов, вступают с отсрочкой на три года».
Любые законодательные инициативы будут проходить оценку регулирующего воздействия. Такую оценку производит Министерство экономического развития. И в случае, если будет признано, что тот или иной законопроект негативно влияет на бизнес, нормы соответствующих законодательных актов будут включать в себя отсрочку вступления в силу данных законодательных инициатив, что позволит адаптироваться бизнесу к этим новеллам.
Во-вторых, пакет законопроектов предусматривает заключение соглашений с инвесторами, которые непосредственно вкладывают свои собственные деньги в проект, и при этом заключается соглашение между государством и инвестором.
Проектно-инвестиционный режим предлагается реализовывать на основании соглашений между государством и бизнесом. С одной стороны, государство, с другой — предприниматели берут на себя соответствующие обязательства. «Мы говорим о том, что соглашение о защите поощрения капиталовложения — своего рода публичная оферта, — рассказал депутатам глава финансового ведомства. — Здесь предусматривается заявительный порядок заключения таких соглашений, и государство не может отказаться от заключения этих соглашений».
Соглашения предусматривают стабилизационную оговорку в части налогов, а именно: три налога плюс порядок возмещения НДС. Нормы, усложняющие условия технического регулирования, лицензирования, землепользования, застройки территорий, административных процедур в строительстве принимаются с отсрочкой.
«Мы придаем большое значение рассмотрению блока законопроектов, сегодня внесенных в Государственную Думу и направленных на защиту и поощрение инвестиций», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он предложил при доработке пакета законопроектов учитывать рентабельность различных отраслей: «При добыче природных ископаемых одна рентабельность, в сельском хозяйстве — другая, при стройке — третья, в нефтянке — четвертая и т.д. Этот факт необходимо учесть и скорректировать наши подходы. Потому что реально этот блок законопроектов, которые мы только начинаем обсуждать, — это инвестиционный кодекс».