Письмо Минфина России от 01.11.2019 № 03-03-06/1/84366 будет интересно организациям, у которых есть долговые обязательства, признаваемые контролируемой задолженностью. Сумма расходов по такому долгу, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, зависит в том числе и от величины собственного капитала организации. По мнению финансистов, при расчете данного показателя компании должны учитывать задолженность по страховым взносам.
При наличии у компании контролируемой задолженности в состав расходов включается предельный размер процентов. Он рассчитывается путем деления суммы процентов, начисленных организацией по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации. В свою очередь, коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующего доле участия взаимозависимого иностранного лица в российской организации, и деления полученного результата на 3 (для банков и лизинговых компаний — на 12,5).
Приведенный порядок установлен в п. 4 ст. 269 НК РФ. В этой же норме сказано, что при определении величины собственного капитала не учитываются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита. А как быть с задолженностью по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование? Можно ли и ее не учитывать при расчете величины собственного капитала? С одной стороны, страховые взносы в п. 4 ст. 269 НК РФ не упоминаются, но с другой стороны, порядок их расчета и уплаты установлен Налоговым кодексом.
По мнению специалистов финансового ведомства, сумму задолженности по страховым взносам нельзя исключить из расчета. Для обоснования своей позиции финансисты обратились к положениям ст. 8 НК РФ, в которой приведены понятия налога и сбора. Так, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. А под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
В статье 8 НК РФ содержится и понятие «страховые взносы». Это обязательные платежи на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Для целей налогообложения страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций для дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.
Как видите, Налоговый кодекс разделяет понятия «налог», «сбор» и «страховые взносы». Поэтому страховые взносы нельзя отнести ни к налогам, ни к сборам. Следовательно, для целей ст. 269 НК РФ суммы задолженности по страховым взносам учитываются при определении величины собственного капитала и, соответственно, при расчете предельной величины процентов по контролируемой задолженности.
Отметим, что такой позиции Минфин России придерживается уже давно (письма от 23.01.2007 № 03-03-06/1/23, от 07.03.2013 № 03-03-06/1/6908).