Должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ должны иметь доступ к нужной для оценки эффективности налоговых расходов информации, составляющей налоговую тайну. К такому выводу пришла Счетная палата по результатам анализа налоговых расходов бюджета от льгот по налогу на прибыль организаций. Ведомство намерено направить письмо в Правительство РФ, где будет говориться о необходимости внесения соответствующих изменений в ст. 102 НК РФ.
Налоговые льготы разоряют бюджет
Счетная палата подсчитала налоговые расходы бюджета от льгот по налогу на прибыль организаций, предоставляемых субъектами РФ. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. они выросли более чем вдвое по России. В разрезе регионов динамика разная. В частности, в Московской области зафиксирован такой же взлет, как и по стране в целом. Куда более скромный рост — 12,2% — был отмечен по итогам проверки в Санкт-Петербурге.
Количество юрлиц, которые пользуются данными льготами, в целом по стране за последний год сократилось. При этом ситуация в отдельных регионах серьезно отличается от среднего показателя. Так, в Санкт-Петербурге количество получателей льгот по налогу на прибыль организаций увеличилось на 51% (на 30 организаций), а в Московской области — на 96% (на 47 организаций).
Проблемой неэффективности льгот по налогу на прибыль обеспокоены и в Минфине. По информации газеты «Известия», первый заместитель главы ведомства Леонид Горнин направил письмо руководителям регионов с результатами оценки рациональности использования регионами двух главных фискальных стимулов для бизнеса: льгот по налогам на прибыль и на имущество.
В этом документе говорится, что преференции первого вида в полном объеме признаны неэффективными в 15 регионах. В их числе Брянская, Владимирская, Воронежская, Костромская, Новгородская, Астраханская и Оренбургская области, республики Карелия, Тыва, Бурятия и Карачаево-Черкесия. Также в этот список попали Краснодарский, Камчатский и Красноярский края и Чукотский АО.
Льготы по налогу на имущество абсолютно неэффективны в 12 регионах. А именно: в Новгородской, Тверской, Магаданской, Саратовской и Новосибирской областях, республиках Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — Алании, Марий Эл, Забайкальском крае и Санкт-Петербурге.
Комментируя эту информацию, Минфин сообщил, что в документе, на который ссылаются журналисты, приведены объемы выпадающих доходов региональных бюджетов по налоговым льготам и пониженным ставкам по налогу на прибыль и имущество организаций. Они носят стимулирующий характер и имеют положительный совокупный бюджетный эффект.
При этом пресс-служба министерства подчеркнула, что Минфин не производит оценку эффективности региональных налоговых льгот, в том числе для бизнеса. Согласно Бюджетному кодексу, оценка эффективности региональных налоговых льгот — полномочие региона, а именно кураторов каждого налогового расхода на основании утвержденной формализованной методики.
Рациональность преференций оценить невозможно
К слову, в ходе анализа налоговых расходов бюджета Счетная палата пришла к выводу, что инструменты, с помощью которых можно оценить эффективность данных преференций, далеки от совершенства. Так, в законодательных актах Санкт-Петербурга и Московской области, предоставляющих право на льготы по налогу на прибыль организаций, отсутствуют цели предоставления льгот и необходимые критерии их оценки. Кроме того, методики оценки эффективности налоговых льгот, которые сейчас применяют данные регионы, не позволяют объективно оценить их отдачу.
«Так, Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга при проверке методики оценки эффективности налоговых льгот установила, что в расчет принимаются доходы по налогу на прибыль организаций всех налогоплательщиков Санкт-Петербурга, а не только тех, которые пользуются налоговыми льготами. Это не позволяет объективно оценить их эффективность», — сообщил на Коллегии ведомства аудитор Счетной палаты Андрей Батуркин. Проверка также показала, что на полноту и объективность оценки эффективности налоговых расходов субъектами России негативно влияет отсутствие у региональных властей необходимой информации.
Эти сведения сегодня закрыты для регионов — ст. 102 Налогового кодекса не дает им доступ к налоговой тайне. Одновременно чиновники на местах должны проводить оценку бюджетной эффективности налоговых расходов. Это прописано в постановлении Правительства РФ, принятом в июне текущего года (от 22.06.2019 № 796). Данный мониторинг невозможно провести без информации налоговых органов.
«Чтобы исправить ситуацию, необходимо внести изменения в ст. 102 Налогового кодекса в части доступа должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ к необходимой для оценки эффективности налоговых расходов информации, составляющей налоговую тайну», — считает А. Батуркин. По данной ситуации Коллегия Счетной палаты приняла решение направить письмо в Правительство РФ.