Правительство РФ утвердило постановление «О внесении изменений в Правила продажи товаров дистанционным способом», подготовленное Минфином России. Документ разрешает продажу ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней через интернет-магазины. Из текста документа следует, что для продажи украшений онлайн необходимо наличие на них оттисков пробирных клейм и сертификатов для каждого драгоценного камня.
В Гильдии ювелиров России напомнили, что история борьбы за легализацию интернет-торговли ювелирными изделиями не могла начаться в 1992 г., сразу после того, как президент Борис Ельцин подписал Указ «О видах продукции (работ, услуг) и отходах производства, свободная реализация которых запрещена» от 22 февраля 1992 г. № 179, который установил ограничение оборотоспособности драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. В то время интернет-торговли как таковой еще не существовало.
Затем вышло постановление Правительства РФ № 959 от 10 декабря 1992 г. «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена». Оно закрепило запрет на свободную реализацию ювелирных изделий: «реализация в Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также отходов производства, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством». То есть любые запреты и ограничения по обороту драгоценных металлов, камней и изделий из них приобрели легитимную основу.
Однако в 1994 г. был принят Гражданский кодекс РФ. В статье 129 этого документа указывалось, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не ограничены в обороте. А введение ограничений оборотоспособности объектов гражданских прав можно вводить либо законом, либо в установленном законом порядке.
Но 19 января 1998 г. вступили в силу Правила торговли, введенные постановлением Правительства РФ № 55, которыми не допускалось осуществление розничной торговли ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней в месте нахождения покупателя вне торговых объектов: на дому, по месту работы и учебы, в транспорте, на улице и в иных местах. Естественно, тогда также имелась в виду не интернет-торговля, а разносная продажа.
В сентябре 2007 г. вышло постановление Правительства РФ № 612, которое утверждает «Правила продажи товаров дистанционным способом». Согласно п. 5 этого документа не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
С этого момента ювелирное сообщество отстаивало право осуществления интернет-торговли своими изделиями, а Роскомнадзор блокировал в интернете ювелирные сайты, причем с каждым годом все интенсивнее. На основании судебных решений о признании информации запрещенной по тематике «ювелирные изделия» в 2018 г. в Реестр было внесено 4 URL, в 2019 г. — 35 URL.
Наконец, спустя 12 лет власти услышали просьбы ювелиров. Документ, подписанный 30 ноября 2019 г. премьер-министром Дмитрием Медведевым, дополняет правила дистанционной продажи от 2007 г. новой графой. «На территории Российской Федерации допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом с учетом особенностей, установленных законодательством РФ», — говорится в документе.
Участники рынка рассчитывают, что легализация интернет-торговли существенно улучшит показатели продаж украшений. По оценке первого заместителя генерального директора по электронной коммерции АО «Почта России» Алексея Скатина, объемы рынка мировой и российской электронной торговли стремительно растут и к 2022—2024 гг. глобальный рынок превысит 5 трлн долл., внутренний — 3—4 трлн руб.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, за 2018 г. объем российского рынка онлайн-торговли достиг 1,66 трлн руб. Довольно серьезный вклад в развитие рынка внесли малые и средние онлайн-продавцы, развивающие бизнес в регионах. Также на рост рынка повлияло увеличение популярности отдельных категорий товаров.
Значительно выросло количество онлайн-заказов мебели (за прошлый год этот сегмент заработал около 120 млрд руб., раньше мы его почти не замечали). Большим спросом стала пользоваться доставка продуктов питания — этот сегмент вырос в два раза за год. Доходы иностранных продавцов на российском рынке выросли на 34,7%, до 504 млрд руб. При этом внутренний онлайн-ретейл вырос на 73%, до 1,15 трлн руб. Самой популярной категорией товаров, как и раньше, является цифровая и бытовая техника (31% на локальном рынке и 28,3% на трансграничном).
По прогнозу АКИТ, по итогам 2019 г. объем рынка онлайн-торговли может увеличиться на 32,5%, до 2,2 трлн руб. Рынок интернет-торговли ювелирными изделиями сейчас составляет 4,6 млрд руб., и после устранения правовой коллизии он может вырасти в три раза в течение года, в том числе за счет крупных интернет-площадок, таких как «Яндекс» и Ozon, считают эксперты.