Темпы роста промышленного производства в последнем месяце осени сократились до 0,3% год к году, что стало минимальным за последние два года значением. На динамику отрасли повлиял календарный фактор — в ноябре текущего года было на один рабочий день меньше, чем в соответствующем месяце прошлого года. Еще одним тормозом стало сокращение внутреннего и экспортного спроса на фоне снижения цен производителей промышленной продукции (–0,8% месяц к месяцу).
Вклад обрабатывающего сектора, который был основным драйвером роста промышленного производства на протяжении июня — октября, упал почти до нуля (0,1 п.п.). Небольшой рост вклада добывающих отраслей (до 0,5 п.п. в ноябре) был компенсирован ухудшением динамики в секторе энергетики и водоснабжения (–0,2 п.п.), что было связано в том числе с более теплой, чем в прошлом году, погодой в европейской части России.
На этом грустном фоне прилично выглядит динамика индустрии за 11 месяцев года: индекс промышленного производства за этот период увеличился на 2,4% год к году.
«В ноябре наблюдалось резкое ухудшение динамики обрабатывающей промышленности — до 0,1% год к году по сравнению с 3,7% год к году в октябре и 3,2% год к году в сентябре. С поправкой на календарный фактор замедление, по оценке, также было существенным — до 0,9% год к году (в ноябре текущего года было на один рабочий день меньше, чем в соответствующем месяце прошлого года, в октябре вклад календарного фактора был нейтральным)», — отмечают эксперты Минэкономразвития.
В отраслевом разрезе основной вклад в ухудшение динамики обрабатывающих отраслей внесло сокращение выпуска в машиностроительном (–4,4% год к году в ноябре) и металлургическом комплексах (–4,9%).
При этом отрасли, которые в течение последних лет оставались драйверами роста обработки, — пищевая промышленность, химический комплекс, производство стройматериалов — также продемонстрировали замедление роста.
Вместе с тем стабильный положительный вклад второй месяц подряд вносит компенсирующий рост производства кокса и нефтепродуктов (+4,1% год к году в ноябре после 6,8% в октябре), связанный с окончанием модернизации на ряде крупных нефтеперерабатывающих заводов.
Темп прироста добычи полезных ископаемых в ноябре сохранился на невысоком уровне (1,4% год к году по сравнению с 0,9% в октябре). Добыча сырой нефти (включая газовый конденсат) третий месяц подряд демонстрирует отрицательную годовую динамику (–0,8% год к году в ноябре).
Поддержку динамике добывающего комплекса в ноябре оказывало возобновление роста добычи естественного природного газа (+1,3% год к году) после падения месяцем ранее, увеличение выпуска сжиженного природного газа (+21,3% год к году), а также положительный тренд в сегменте других полезных ископаемых (угля, металлических руд) и предоставлении услуг.
«По итогам ноября снова зафиксировано снижение индекса цен производителей промышленной продукции (–0,8% месяц к месяцу), — комментирует ситуацию в отрасли аналитик Промсвязьбанка Денис Попов. — Негативная тенденция наблюдается уже шесть месяцев подряд. На наш взгляд, реализуется дефляционный сценарий в производственном секторе. Это подтверждается слабыми показателями краткосрочных индикаторов внутреннего и внешнего спроса. Дальнейшим следствием данного сценария, с высокой вероятностью, должно стать снижение выручки и прибыли корпораций (замедление роста уже наблюдается)».
Если раньше дефляция наблюдалась только в отраслях, ориентированных на экспорт, то по итогам ноября снижение цен было повсеместным. Их рост наблюдался только в производстве стройматериалов.
Остановить раскрутку дефляционной спирали, по оценке г-на Попова, могут более решительные меры государственного стимулирования внутреннего спроса (конечного и инвестиционного).