Reuters сообщает, что в среду, 18 декабря, ЦБ КНР снизил ставку 14-дневного обратного репо с 2,7% до 2,65%. В ноябре была снижена аналогичная семидневная ставка, сейчас она установлена на уровне 2,5%. Судя по графе «ошибки и пропуски», в статистике китайского ЦБ наблюдается серьезный рост исхода денег из страны.
Одновременно со снижением ставок репо китайский регулятор произвел вливание ликвидности в банковскую систему в размере 200 млрд юаней (28,4 млрд долл. по текущему курсу). В своем сообщении регулятор пишет, что «будет продолжать уделять пристальное внимание условиям ликвидности и гибко проводить операции на открытом рынке для поддержания ликвидности в конце года на стабильном уровне».
То есть китайцы берут на вооружение тактику удешевления денег, как в западном мире, чтобы противостоять замедлению экономики, которая растет с минимальной за 28 лет скоростью из-за торговой войны.
Китайский ЦБ отгружает в систему свежую порцию кредитов каждый квартал, но эффективность этой «накачки» неуклонно и резко снижается. Аналитики Hoisington Management подсчитали: в период 2007—2009 гг. на каждый доллар нового долга экономика КНР давала 0,65 центов нового ВВП, а за последние два года — лишь 0,34 цента.
Многие эксперты полагают, что напечатанные триллионы юаней конвертируются в доллары и покидают страну в виде оттока капитала. Общая цифра оттока в статистике китайского ЦБ снижается. Но в то же время наблюдается взрывной рост графы «ошибки и пропуски» платежного баланса — это потоки, которые регулятор не может объяснить, по сути, «теневые» операции, отмечает глава исследований Китая в Институте международных финансов Джин Ма.
Таким образом, за первую половину года из Китая утекло 131 млрд долл. — в 1,6 раза больше среднего уровня в период крупных оттоков 2015—2016 гг. (около 80 млрд долл. за полгода). В III квартале «теневой» отток составил 67 млрд долл.